Ректор МАИ на заседании Экспертного совета по авиационной промышленности

24 декабря 2018
Ректор МАИ на заседании Экспертного совета по авиационной промышленности
Совместное заседание экспертного совета по авиационной промышленности при комитете Госдумы по экономической политике и комитета по авиационной промышленности СоюзМаш России состоялось в Госдуме РФ 20 декабря 2018 года. Основным предметом обсуждения стал вопрос кадрового обеспечения авиационной промышленности в соответствии с поручением президента Российской Федерации.

В работе экспертного совета приняли участие его координатор, первый зампредседателя комитета Госдумы по экономполитике, первый вице-президент Союза машиностроителей России Владимир Гутенёв, председатель экспертного совета, вице-президент Союза машиностроителей России, президент, председатель правления ПАО «ОАК» Юрий Слюсарь, академик РАН, вице-президент Союза машиностроителей России, советник Президента по науке и технологиям ПАО «ОАК» Борис Алёшин, замминистра науки и высшего образования Марина Боровская, академик РАН, генеральный директор ФГУП «ВИАМ» Евгений Каблов, ректор Московского авиационного института Михаил Погосян, директор по персоналу ПАО «ОАК» Любава Шепелева, руководители кадровых подразделений крупнейших корпораций авиастроения, представители вузов и НИИ.

Владимир Гутенёв, открывая заседание, обозначил основные проблемы и векторы развития и формирования кадрового потенциала авиационной отрасли. Впервые эту задачу сформулировал президент России, дав весной этого года поручение Совету безопасности РФ об улучшении подготовки кадров для авиапрома. Гутенёв подчеркнул, что в условиях «стремительно развивающейся автоматизации, роботизации, появления новых технологий» и с учётом необходимости реализации программ импортозамещения и диверсификации предприятий ОПК, всё большее значение придаётся притоку в реальный сектор экономики кадров с новыми компетенциями и знаниями, при этом самое главное — обеспечение связи между вузами и заказчиками-предприятиями авиапрома. 

Юрий Слюсарь в свою очередь подчеркнул роль кадров для выполнения задач в области перехода экономики на Индустрию 4.0: «Инженерно-технологические вызовы, стоящие перед отраслью, требуют кадров новой формации — системных мультидисциплинарных инженеров, обладающих компетенциями мирового уровня („инженерный спецназ“), и технологических предпринимателей, разбирающихся в наукоёмком высокотехнологичном бизнесе». Одним из примеров подготовки инженеров является программа обучения целевой группы студентов в корпоративной магистратуре по проекту создания широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта, реализуемой МАИ совместно с Шанхайским университетом Цзяо Тун. Подготовка рабочих кадров для ПАО «ОАК» осуществляется по системе дуального образования, которая предполагает вовлечение студентов в работу над реальными задачами и проектами уже во время учёбы. В Комсомольске-на-Амуре и Ульяновске действуют межрегиональные центры квалификаций, а на базе профильного колледжа в Новосибирске создаётся центр опережающей профессиональной подготовки.

Борис Алёшин акцентировал внимание на выполнении глобальной задачи, поставленной президентом России, — создании мощной отечественной авиационной промышленности, которая будет конкурентоспособной на международном рынке. Он отметил важность взаимодействия фундаментальной и университетской наук, подчеркнув роль научно-образовательных центров, которые должны объединять не только вузы с промышленными предприятиями, но и отдельные факультеты или ряд кафедр с предприятиями и научными организациями.

«В современных условиях образование носит непрерывный характер», — начал своё выступление Михаил Погосян, отметив, что не только базовое образование в университете, но и повышение квалификации, дополнительное профобразование сегодня являются ключевыми задачами. По его словам, систему образования дополняют вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу, участие их в работе по реальным заказам индустрии, работа в научных коллективах, стимулирование стартапов по разным направлениям. «Чтобы готовить кадры под будущие технологии, продукты и услуги, нужно находиться в непрерывной коммуникации с индустрией, и в этом плане мы вышли на уровень заключения долгосрочных контрактов с предприятиями, для которых готовим специалистов», — рассказал Погосян.

Подводя итоги работы экспертного совета и комитета по авиационной промышленности, Гутенёв отметил актуальность предложений экспертов, прозвучавших на заседании, — это увеличение инженерных знаний в базовой подготовке студентов, насыщение программ вузов современными требованиями и задачами, поставленными в рамках Всемирной торговой организации и ИКАО, — с тем, чтобы в зону компетенций студентов, в частности, входили знания в области процессов сертификации и стандартизации в отрасли.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2