Увидеть мир глазами дрона

8 апреля 2019
Увидеть мир глазами дрона

В школу дронов МАИ всё чаще обращаются государственные и коммерческие структуры для проведения фото- и видеосъёмки, обучения и повышения квалификации своих специалистов и даже тимбилдинга. Создатель школы Кирилл Щукин уверен, что профессия оператора беспилотных летательных аппаратов будет всё популярнее и востребованнее.

Дрон для Бабы-яги

К моменту окончания школы Кирилл однозначно решил получить высшее инженерное образование, связанное с авиацией: его с детства тянуло в небо, а в семье есть лётчики, в том числе и командиры бортов «Аэрофлота». Выбор пал на Московский авиационный институт.

Баба-яга. Специалисты Школы дронов обучили ее фигурам высшего пилотажа. Она летает не хуже обычного квадрокоптера.

Баба-яга. Специалисты школы дронов обучили её фигурам высшего пилотажа. Она летает не хуже обычного квадрокоптера. 

На четвёртом курсе студента Щукина пригласили в ОКБ им. Сухого заниматься разработкой технических средств обучения для военной авиации. Молодой специалист работал с создателями современной линейки истребителей «Су», общался с боевыми пилотами и лётчиками-испытателями, выезжал в заграничные командировки для выполнения контрактов с зарубежными партнёрами.

После восьми лет работы в авиационном холдинге Кириллу пришло предложение поработать с одарёнными студентами родного института. Одним из его первых шагов стало создание в конце 2017 года на базе институтского авиамодельного кружка Школы дронов и первой среди российских вузов команды по дрон-рейсингу — техническому виду спорта, который зародился около 5 лет назад.

1 миллион рублей составила чистая прибыль школы дронов за год при стартовом капитале в 500 тысяч.

«Стартовый капитал по нынешним временам был очень небольшим — порядка 500 тысяч рублей, которые пошли на закупку необходимого оборудования и комплектующих, — вспоминает Кирилл. — Первые деньги мы заработали, проводя демонстрационные полёты и съёмки на нескольких выставках, и уже вскоре вышли в прибыль. За год работы она составила около миллиона рублей при сравнительно скромных месячных расходах, которые зависят от сезона. Зимой мы тратили не более 150–200 тысяч. Летом, когда участвовали в разных мероприятиях, — в полтора-два раза больше». Этими результатами он вполне доволен: «На этом поле мы оказались первыми и очень востребованными. Того, что мы сейчас зарабатываем, нашей команде из пяти человек хватает и на жизнь, и на новые проекты, в том числе и на развитие в других регионах».

По мнению Кирилла, востребованность высокотехнологичных стартапов будет возрастать, и чтобы выдержать конкуренцию, необходимо предлагать свои изюминки.

10–15 тысяч рублей стоит самый маленький дрон.

«Мы предлагаем нашим слушателям несколько вариантов: от разового посещения с обучением самым элементарным навыкам до программы „Гуру“ из 48 занятий, после которой человек будет способен не только пилотировать дроны разных классов, но и собирать, программировать и настраивать их под конкретные задачи. Также можно пройти 8 трёхчасовых уроков, — рассказывает Кирилл. — Специалисты школы — одни из лучших в этой сфере, они могут летать даже на куске фанеры с четырьмя моторами». Подтверждение этих слов — Баба-яга, способная выполнять на своей метле фигуры высшего пилотажа: «Это очень сложный проект. Из-за смещённого центра тяжести были необходимы ювелирные настройки и регулировки полётного режима. В итоге сказочная героиня летает не хуже классического квадрокоптера».

Беспилотный тимбилдинг

По словам Кирилла, за последние несколько лет в России проданы десятки тысяч дронов, и пик беспилотного бума ещё впереди. Он объясняет это тем, что коптер позволяет каждому испытать ощущение полёта: «Человек с древних времен хотел летать, и дроны дают возможность осуществить эту мечту, почувствовать себя птицей или суперменом. На каждом аппарате установлена камера, которая передает картинку. Он может подниматься на высоту до 10 километров, улетать на большие расстояния, перемещаться во всех плоскостях. Им можно управлять как самолётом. Единственное ограничение — фантазия человека и его опыт». Сегодня набирают популярность микродроны весом в 23 грамма. Они могут летать по квартире, и многие пилоты делают из мебели импровизированные трассы и тренируются на них.Практика. Освоить азы пилотирования – взлет, зависание, посадку – можно за 1,5-2 часа.Практика. Освоить азы пилотирования — взлёт, зависание, посадку — можно за 1,5–2 часа. За год работы школы через неё прошли более 250 человек, из них порядка 65 процентов — девушки. Среди любителей беспилотников оказались люди разных возрастов и социальных групп: самому молодому — всего 8 лет, самому возрастному — 67. Цели у всех разные: кто‑то увлёкся гонками, кому‑то нравится полёт в свободном стиле с фигурами высшего пилотажа, кто‑то хочет взять с собой аппарат в отпуск для фото- и видеосъёмки.

Присылают своих специалистов на обучение и повышение квалификации государственные и коммерческие структуры: профессия оператора беспилотного летательного аппарата становится все более востребованной. Сейчас, по словам Кирилла, идут переговоры с МЧС о курсах переподготовки для спасателей. Кроме того, специалистов школы всё чаще приглашают в разные компании для тимбилдинга: вместо стрельбы по коллегам на пейтбольных трассах сотрудники фирм собирают аппараты, тренируются и устраивают гонки.

До 200 км в час гоночный дрон разгоняется за 2 секунды.

Разрешить нельзя запретить

Россия — одна из лидирующих стран по развитию беспилотной техники, отмечает Кирилл: «Мы очень быстро адаптируем новинки, приходящие из‑за рубежа, а также разрабатываем свои интересные решения, которые потом перенимают во всём мире». По его мнению, в ближайшие годы дроны будут становиться всё более доступными, повторив путь многих высокотехнологичных изобретений.

«Сегодня о беспилотниках слышали всё. Это направление очень интересно и бизнесу, и обычным людям, — подчёркивает он. — Мы видим рост интереса к инженерным профессиям, и дроны дают молодым людям отличную возможность проявить себя в конструировании новых аппаратов и, возможно, выбрать дело своей жизни. Поэтому нужно интегрировать соответствующие образовательные программы в учебные заведения, например, отводить часть школьных уроков труда на изучение беспилотников».

Теория. Конструирование дронов – возможность проявить творчество и выбрать профессию. Теория. Конструирование дронов — возможность проявить творчество и выбрать профессию.

Практически сразу после появления дронов в России были введены серьёзные ограничения на их полёты, поэтому кроме пилотирования и технических тонкостей слушатели школы изучают нормативную базу.

Полет. Видеокамеры передают с дронов окружающую картинку и позволяют человеку испытать чувство полета. Полёт. Видеокамеры передают с дронов окружающую картинку и позволяют человеку испытать чувство полёта.

«Наши выпускники должны быть в курсе существующего законодательства, чтобы избежать неприятностей из‑за своего хобби, и мы постоянно мониторим уже принятые правовые нормы и изменения в них, — подчеркивает Кирилл. — Сейчас несанкционированный полёт на дроне весом свыше 250 грамм может закончиться штрафом в пять тысяч рублей».

Кроме того, необходимо помнить о зонах, полностью закрытых для полётов: с 2016 года к таковым относится Москва в пределах МКАД. «С сентября прошлого года по заказу столичного правительства мы проводим съёмку объектов в рамках программы реновации, за это время совершили более тысячи вылетов, каждый из которых пришлось согласовывать с соответствующими службами, — рассказывает Кирилл. — Затем съёмки тщательно просматривают в компетентных органах, чтобы на них не попало ничего лишнего, и только после этого они уходят заказчику». С некоторыми ограничениями специалист согласен.

На 10 километров вверх может подниматься современный беспилотник.

Например, о запусках дронов в районе аэропортов не может быть и речи: даже небольшой аппарат, попав в двигатель самолёта, способен разрушить его и вызвать катастрофу. Однако, по его мнению, нынешнее законодательство нужно дорабатывать: «Даже в городе можно создать условия для полётов на специализированных площадках, накрытых сетками, или в ангарах. В Москве таких мест, аналогичных скейт-паркам, практически нет. Это интересное направление, в том числе и для бизнеса: на этих площадках можно проводить зрелищные соревнования и тренировки».

Что такое дрон

Наиболее распространенный тип дронов состоит из четырёх, шести, восьми и более несущих «лучей», на которых расположены двигатели и пропеллеры, посадочных стоек и центральной части с полётным контроллером. Контроллер — сердце и мозг аппарата. В нём находятся датчики высоты, гироскопы, система управления контроллерами оборотов двигателей, модули памяти с программным обеспечением, управление питанием и другие элементы, необходимые для стабильного полёта.

По мнению Кирилла Щукина, эта компоновка в ближайшие годы сохранится, а наибольшие изменения ожидают электронную начинку, моторы и источники питания: «Совершенствование аккумуляторов приведёт к новому витку развития дронов — летать они станут дольше, дальше и эффективнее».

В этот день было

В ноябре в НПП «Аэросила» создана ВСУ ТА-12
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР А.Л.Колосов
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.А.Дыров