На полную мощность: маёвцам показали испытательную базу ЦИАМ
23 апреля 2019Необычная лабораторная работа прошла в стенах Центрального института авиационного моторостроения имени П. И. Баранова (ЦИАМ, входит в НИЦ «Институт имени Н. Е. Жуковского») у студентов 5-го курса института «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» Московского авиационного института (национального исследовательского университета). Маёвцы на один день превратились в настоящих испытателей и исследователей альма-матер двигателестроительной науки и совершили увлекательное путешествие по лабораториям и стендам московской площадки института.
С большим вниманием подошли ко встрече со своими будущими молодыми коллегами и специалисты ЦИАМ. Они подготовили для ребят разнообразную программу, которая состояла из теоретической лекционной части и настоящего практического интерактива.
В самом начале мероприятия всех гостей из МАИ собрали за круглым столом в просторном переговорном зале института. С приветственным словом к ним обратился заместитель генерального директора ЦИАМ по науке Александр Ланшин. Он отметил лидирующую роль института в создании научно-технологического задела для перспективных отечественных двигателей и широкие возможности экспериментальной базы ЦИАМ, часть которой маёвцам предстояло в этот день увидеть собственными глазами. Перед тем как отправиться на стенды, начальник отдела ЦИАМ Михаил Жигунов подробно рассказал ребятам, для каких двигателей и какие испытания проводит ЦИАМ на своих стендах.
— На высотных стендах московской площадки проводятся испытания турбореактивных двигателей разных схем и размерности с тягой до 2.5...3.5 тонн, турбовинтовых и турбовальных двигателей мощностью до 6000 кВт и вспомогательных силовых установок мощностью до 500 кВт для летательных аппаратов разного типа и назначения, — отметил он. — При испытаниях в термобарокамерах используются различные схемы компоновки двигателей (с присоединенным трубопроводом и с перегородкой), что позволяет воспроизводить реальные условия их работы на летательном аппарате. В последние годы возобновились экспериментальные исследования авиационных поршневых двигателей как в компоновке с винтами, так и с тормозными устройствами.
По словам специалиста ЦИАМ, в термобарокамерах разной размерности и конфигурации имитируются условия запуска двигателей на равнинных и высокогорных аэродромах, расположенных в различных климатических зонах (от арктических до тропических) при температурах от −60 до +60°С, и условия полёта на высотах до 10000 м с до- и сверхзвуковой скоростью.
На одном из высотных стендов имеется небольшая аэродинамическая труба с системой обводнения, позволяющая исследовать отдельные элементы самолёта и двигателя в условиях обледенения.
На стендах московской площадки, кроме доводочных испытаний опытных и серийных двигателей, ведутся экспериментальные исследования в обеспечение создания научно-технического задела. На полноразмерном демонстрационном двигателе отрабатываются принципы построения «более электрического» двигателя, обеспечивающие полный отказ от механического привода агрегатов топливной и масляной систем, а также возможность управления двигателем с использованием его математической модели даже в случае частичного отказа датчиков обратной связи.
На этом лекция завершилась, и маёвцы вслед за Александром Ланшиным и Михаилом Жигуновым направились на стенды. Начиналась вторая часть экскурсии.
Студентам продемонстрировали стенды для испытаний турбореактивных, турбовальных и турбовинтовых двигателей разной размерности, в частности, испытаний с гидротормозными устройствами, имитирующими работу винтов разной мощности. По словам начальника одного из стендов Владимира Дячука, здесь также проводятся испытания малоразмерных краткоресурсных двигателей. При помощи ряда устройств имитируется необходимая скорость, высота, повышение или понижение температуры. Тестируются и малоразмерные газотурбинные двигатели, а также гибридные силовые установки.
Ещё один стенд с прямоугольной ТБК большого размера предназначен для моделирования условий запуска двигателей в условиях высокогорного аэродрома.
— Стенд работает в двух режимах: как термобарокамера и как земной открытый бокс, — поясняет начальник стенда Андрей Нарышкин. — Здесь также прошли испытания несколько поршневых двигателей.
Конечно, для маёвцев путешествие в ЦИАМ стало не просто лабораторной работой, но и настоящим квестом. Ведь им не только рассказали, как всё устроено, но и разрешили проникнуть в несколько термобарокамер и изнутри изучить принципы их работы. А один раз увидеть магию превращения прикладной науки в осязаемые технологии в «железном» исполнении — вот что может по-настоящему привлечь и затянуть молодого инженера-исследователя. Кстати, несколько маёвцев уже планируют связать свою профессиональную жизнь с ЦИАМ. Следующая лабораторная работа у студентов МАИ, теперь уже на научно-испытательной базе ЦИАМ в Тураево, пройдёт 13 мая.