В минувшее воскресенье исполнилось 100 лет со дня рождения одного из первых выпускников МАИ
23 ноября 2009В минувшее воскресенье исполнилось 100 лет со дня рождения Николая Зырина — талантливого авиаконструктора, занимавшегося созданием знаменитых военных самолетов, крылатых ракет и комплексов ПВО, ближайшего соратника Павла Сухого, главного конструктора семейства самолетов Су-7/Су-17.
В торжественных мероприятиях, посвященных этому знаменательному событию, примут участие: генеральный директор компании «Сухой» Михаил Погосян, сотрудники и ветераны ОКБ Сухого, члены семей Н.Г. Зырина и П.О. Сухого.
Николай Зырин — выходец из рабочей семьи. В 1931 году поступил в Московский авиационный институт и был одним из первых его выпускников. МАИ он окончил в 1936 году по специальности "инженер-механик по самолетостроению", но свою трудовую деятельность в области авиации начал в качестве конструктора КБ завода № 39 еще весной 1935 года, совмещая ее с учебой.
Николай Зырин всегда чувствовал себя авиаконструктором и никогда не терял надежды проектировать самолеты. В 1956 г. ему удалось добиться перевода в ОКБ Сухого. Здесь, в должности заместителя главного конструктора, а с ноября 1959 года — главного конструктора ОКБ-51, он проработал почти 30 лет - до июня 1985 года. Этот период был наиболее плодотворным в его трудовой деятельности. Сначала Николай Григорьевич курировал в ОКБ конструкторские отделы, разрабатывавшие планер самолета, а позднее стал руководителем работ по машинам типа Су-7 и Су-17. В дальнейшем под его непосредственным руководством в ОКБ проводились все работы по проектированию, постройке и испытаниям всех модификаций истребителей-бомбардировщиков типа Су-7 и Су-17.
За 20 лет были созданы и внедрены в серию 15 модификаций самолетов (включая экспортные варианты). За счет постоянных работ по модернизации самолета и БРЭО, а также расширения номенклатуры вооружения с включением в его состав управляемых ракет было достигнуто увеличение технического ресурса самолетов типа Су-17 на 70%, массы боевой нагрузки — на 60%, а интегральный показатель боевой эффективности вырос в 4 раза практически без увеличения общей стоимости. В 1970-1980-е годы самолеты типа Су-17 состояли на вооружении ВВС и авиации ВМФ СССР. Во время афганской войны Су-17, наряду со штурмовиком Су-25, были основными самолетами тактического звена ВВС 40-й армии, обеспечивая авиационное прикрытие наземных войск. За время серийного производства Су-17, с 1970 по 1991 год, на экспорт было поставлено 1165 самолетов Су-20 и Су-22 (экспортные модификации Су-17) в 15 стран мира. Самолеты этого типа состояли на вооружении авиации СССР и России вплоть до 1997 года, а за рубежом до сих пор находятся в строю вооруженных сил нескольких государств.
За заслуги в области создания новой авиационной техники Николай Зырин был удостоен многих правительственных наград: дважды награжден орденом Трудового Красного Знамени (1943 × 1956 года), орденом Отечественной войны 1-й степени (1945 год) и орденом Ленина (1971 год). В 1967 году он стал лауреатом Ленинской премии, в 1975 году — Государственной премии, а в начале 1982 года получил звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Вчера в Измайлове прошла торжественная церемония гашения художественного маркированного конверта, выпущенного ко дню рождения известного авиаконструктора Николая Зырина. Общий тираж конверта составил полмиллиона экземпляров. Кроме того, в этот же день в поселке открылась обновленная модельная библиотека и Измайловский СДК после ремонта, а также состоялась церемония присвоения измайловской школе имени Николая Зырина.
Источники информации: www.mashportal.ru , 73online.ru