«Цифровая образовательная среда»: векторы развития

23 октября 2019
22 октября по инициативе Комиссии по развитию образования и науки в Общественной палате РФ прошли общественные слушания «Нацпроект „Образование“ — проект „Цифровая образовательная среда“».

«Анализ хода эффективности реализации нацпроектов — это тема, которая волнует сегодня Правительство РФ, аппарат Президента», — сказал председатель Комиссии Общественной палаты РФ по развитию образования и науки, ректор МАИ Михаил Погосян. — И одна из задач Общественной палаты — понять, что удается достичь, какие существуют вопросы и как можно повысить эффективность реализации нацпроектов».
 Он также сообщил, что в рамках подготовки к мероприятию был проведен ряд специализированных опросов, где приняли участие почти две тысячи респондентов.

По словам организаторов, основной целью федерального проекта «Цифровая образовательная среда» является создание к 2024 году современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Особое внимание уделено созданию Центра цифровой трансформации образования, на базе которого будет осуществляться организационно-управленческая, методическая, аналитическая и экспертная деятельность, направленная на обеспечение высокого качества и доступности образования всех видов и уровней, а также обучение управленческих команд субъектов Российской Федерации.

«Проекты „Цифровая образовательная среда“, „Успех каждого ребенка“ и „Учитель будущего“ — это темы, которые больше всего волнуют участников опроса. Рассчитываю, что в рамках нашего обсуждения коснемся вопросов не только технического оснащения наших организаций, обеспечения для них скоростного доступа к интернету, но и содержательных вопросов, связанных с цифровой трансформацией, векторов развития IT-индустрии. Мы привлекли экспертов в сфере IT-индустрии и надеемся обсудить проблему с разных сторон», — сказал Михаил Погосян.

Заместитель генерального директора фонда новых форм развития образования Евгений Зак отметил значимость обсуждения нацпроектов с общественностью: «Ключевым вопросом в корректировке нацпроектов является обратная связь от населения. Уже год реализуются нацпроекты, далеко не все граждане и семьи знают не только о самом нацпроекте, но и о сути реализуемых мероприятий. Принципиально важно, чтобы формировалось понимание и обратная связь, что нацпроекты — это не про отмену ЕГЭ, это про системные структурные изменения, модернизацию всех отраслей образования».
Он также рассказал, что цифровая среда — это совокупность элементов, некая экосистема, которая объединяет различные информационные ресурсы и сервисы, в первую очередь базирующиеся на том, что цифра дает возможность принимать те или иные решения на основе больших данных».

«Построение цифровой платформы будет построено на четырех принципах. Первый — это надежность, все данные должны представлять собой безопасность. Это ключевой принцип. Второй принцип — это полезность. Третий — это принцип открытости с точки зрения контента и технологий. Четвертый — единство в работе с данными», — пояснил он.

Генеральный директор ОАО «Отус» Дмитрий Волошин рассказал о трендах в развитии IТ-индустрии: «Сегодня тренд на интеллектуальное устройство сервиса, на массовое оборудование датчиками физических объектов и, как следствие, появление больших объемов данных, которые потом могут быть использованы в бизнес-секторе или государством для повышения качества принимаемых решений. Это направление поддерживается темой интернета вещей, развития технологий связей, которые развиваются как самостоятельный тренд, и это, в свою очередь, стимулирует развитие облачных технологий, развитие электронной промышленности. Здесь важно отметить новую волну в электронике — появление новых электронных чипов в основе темы умного города».

Директор по развитию региональных образовательных проектов компании «Яндекс» Сергей Бражник отметил, что без совместной работы государства и бизнес-сообщества развивать цифровую образовательную среду бессмысленно.

«Нам нужно готовить специалистов все больше и больше, нам нужно дружить и меняться: государство должно адаптироваться под все тренды, которые происходят, вузы должны гибко менять образовательные программы. Наша цель — закрыть весь возрастной спектр, начиная с первого класса, заканчивая специалистами. Сегодня мы усиливаем влияние на школьное обучение через программы „Яндекс.Лицей“, „Яндекс.Учебник“».

«Мы должны направить в Министерство науки и высшего образования предложения, в которых содержится необходимость обращения к стандартам высшего образования и разработке специального модуля, — сказала первый заместитель председателя Комиссии по развитию образования и науки Общественной палаты РФ Людмила Дудова. — Модуль должен быть мобильный, связанный с требованиями времени и содержать умения пользоваться цифровыми инструментами в своей профессиональной деятельности. Это должен быть некий цифровой модуль, входящий в обязательный образовательный модуль».

Общественница также отметила, что развитие цифровой образовательной среды требует серьезного анализа нормативной базы: «Мы ограничиваем возможность учащегося получать тот или иной образовательный продукт через систему онлайн в силу нерешенных вопросов. Мы столкнулись с этой проблемой на этапе, например, формирования элективных курсов. Ни о какой замене учителя речи не идет, но игнорировать возможности цивилизации мы тоже не можем, потому что мы должны быть ответственными за наших учеников, студентов».

Участники общественных слушаний обсудили также новые вызовы при подготовке кадров, проблему разрывов между ожиданиями работодателя и выпускниками, цифровую образовательную среду как маркетплейс образовательных продуктов и сервисов.

Подводя итоги, Михаил Погосян отметил, что предложения участников слушаний войдут в пакет рекомендаций для исполнительных органов власти.

В этот день было

В ноябре в НПП «Аэросила» создана ВСУ ТА-12
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР А.Л.Колосов
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.А.Дыров