15 лет в космосе: как выпускник МАИ стал разработчиком системы стыковки

7 ноября 2019
15 лет в космосе: как выпускник МАИ стал разработчиком системы стыковки

Одни абитуриенты идут в Московский авиационный институт за своей мечтой и добиваются заветной цели. Другие выбирают вуз за его престижность и качественное техническое образование, открывающее перед выпускником множество дорог. И первые, и вторые могут найти своё призвание на ведущих предприятиях аэрокосмической и IT отраслей. Так случилось и с нашим героем. Поступая в университет, он не представлял, кем хочет стать. Однако, благодаря полученным знаниям, по окончании вуза получил творческую и в чём-то романтическую профессию (ведь о космосе грезят многие мальчишки и девчонки). И даже участвовал в стыковке космического корабля с роботом Фёдором на борту с международной космической станцией в августе 2019 года. Мы побеседовали с Иваном Ртищевым, заместителем начальника отдела по разработке систем сближения и автоматической стыковки космических аппаратов АО «НИИ ТП» («Научно-исследовательский институт точных приборов»), и узнали подробнее, как складывался его профессиональный путь.

Почему из всех университетов выбрали МАИ?

На момент окончания школы я абсолютно не представлял, кем хочу стать. Поэтому при выборе вуза руководствовался двумя критериями: престижность и техническая направленность. В этом плане МАИ был и остаётся на первом месте. В итоге больше всего мне приглянулся факультет № 4 (сейчас — Институт — ред.) «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность», специальность — «Радиоэлектронные системы и комплексы», куда я и поступил.

Как складывался ваш профессиональный путь по окончании МАИ? Как оказались в космической отрасли?

В 2004 году я поступил на преддипломную практику в компанию ЦТВ, которая находилась в телецентре «Останкино». Фирма занималась установкой в автомобили системы для цифрового телевидения — единственного на тот момент в России, а также цифровым вещанием на своём канале.

А дальше всё как в сказке. Случайно мне попалось объявление о том, что научно-исследовательский институт приглашает на работу выпускников технических вузов. Я прошёл собеседование, и меня пригласили в отдел, который занимается разработкой систем сближения и автоматической стыковки космических аппаратов.

Вы уже 15 лет работаете над совершенствованием системы стыковки кораблей в космосе?

Да, я нашёл своё призвание. Когда я только пришёл, в отделе шла работа над созданием новой системы стыковки. Она должна была заменить устаревающую, которой на тот момент было уже около 30 лет. И я буквально с первых дней работы втянулся в этот процесс. Но в начале 2000-х работать над чем-то значимым было непросто: не хватало финансов для обеспечения проекта, хороших специалистов, необходимых разработок. До сих пор помню первый экспериментальный полёт, который прошёл с проблемами. Но мы преодолели все сложности. На данный момент состоялось уже более 20 успешных пусков с нашей системой на борту. Вот это действительно важно!

Что происходит после того, как система готова к использованию? В каких ещё процессах участвует радиоинженер, включая запуск корабля?

Мы сопровождаем систему на всём пути её жизнедеятельности. Радиоинженер не только её разрабатывает, он обязательно контролирует процесс изготовления, испытаний и запуска. На Байконуре в качестве главного конструктора он участвует на заседаниях государственной комиссии по допуску системы к полёту, проводит проверки и докладывает о готовности. Система проверяется многократно, в том числе перед стартом и через несколько минут после старта, когда корабль выходит на орбиту.

Вы участвовали в стыковке корабля «Союз МС-14», на котором путешествовал робот Фёдор. В чём уникальность этого проекта?

Казалось бы, «Союз МС-14» — стандартный транспортный пилотируемый космический корабль. Почему же его пилотировал не человек? Потому что для запуска вместо «Союз-ФГ» использовалась обновлённая ракета-носитель «Союз-2.1а», применяемая ранее для пуска грузовых кораблей «Прогресс-МС». И прежде чем доверить ей жизни людей — требовалось испытать её в конфигурации с «Союз МС-14». Поэтому в корабль посадили антропоморфного робота, протестировав таким образом модернизированную систему навигации и управления,а заодно и Фёдора, на которого у России далеко идущие планы. Предполагается использование подобных роботов при освоении Луны и Марса, в работах на поверхности МКС и много где ещё.

В СМИ выдвигалось несколько предположений, почему первая попытка стыковки корабля с Фёдором на борту и МКС прошла неудачно. Что же всё-таки случилось?

В ЦУП (центр управления полётами — ред.) в команде из шести человек мы контролировали процесс стыковки «Союз МС-14» с МКС. Процесс сближения и стыковки проходил штатно до последнего момента, так называемого этапа «Причаливания», когда система «Курс-НА» переходит на антенны стыковочного узла. Расстояние до МКС при этом составляет около 200 м. Сигнал на станции практически пропадал, что вынуждало аппаратуру отбивать все захваты и запускать процедуру вхождения в связь заново. Мы предположили что дело в усилителе сигнала по входному тракту антенны причального узла. Мы были недалеки от истины — как выяснилось позднее, причина была в отключённом кабеле на станции. На самом корабле все системы были в норме. С этой поломкой можно было совершить стыковку только в ручном режиме, но, к сожалению, Фёдор не был этому обучен.

Стандартная процедура при отсутствии возможности провести стыковку — отвести корабль на безопасное расстояние (около 150 км), разобраться в проблеме и повторить процесс, что и было сделано. На МКС несколько стыковочных узлов. По правилам безопасности полётов к станции всегда должны быть пристыкованы грузовые и пилотируемые корабли. Топливо и двигатели первых используются для маневрирования: уйти от астероидов, скорректировать орбиту и так далее. Необходимость присутствия пилотируемого корабля, думаю, и так понятна. Так вот, чтобы освободить на МКС полноценно действующий узел, космонавты сели на пристыкованный к нему корабль и перестыковались в ручном режиме к узлу с поломкой. А «Союз МС-14», соответственно, в автоматическом режиме провёл успешную стыковку с освободившимся полноценно работающим узлом на станции.

Есть ли у вас в работе новые интересные проекты? Расскажите о них.

Сейчас мы работаем над новой системой сближения и стыковки «Курс» для пилотируемого космического корабля «Федерация» («Орёл»), который разрабатывает РКК «Энергия». Этот аппарат будет доставлять людей и грузы на МКС, а также за пределы околоземной орбиты, в том числе к Луне. Первый пробный запуск в беспилотном режиме на околоземную орбиту планируется провести уже в 2023 году.

Если оглянуться назад, за что больше всего цените альма-матер?

Во-первых, за те ценные дружеские связи, которые я там приобрёл. Во-вторых, конечно же, за знания. Я был самым обычным студентом, который иногда прогуливал пары и подтягивал хвосты. Сейчас очень жалею об этом. Ведь знай я тогда, насколько сильно пригодятся в моей работе полученные знания, учился бы намного усерднее. У нас преподавали лучшие специалисты авиакосмической отрасли. Некоторые из моих коллег, как я узнал позднее, учились по их книгам в своих альма-матер.

В вашем окружении есть маёвцы? Как оцениваете уровень знаний современных молодых специалистов родного университета?

Во-первых, в моём подразделении работают несколько выпускников МАИ разных годов выпуска, все они прекрасные специалисты. Во-вторых, на практику, а потом и на работу к нам приходят студенты-целевики из МАИ. Многие по окончании срока действия целевого договора остаются, так как находят тут своё призвание. И я, глядя на них, уверенно могу сказать, что МАИ был и остаётся кузницей кадров, которая задаёт высокую планку в производстве квалифицированных специалистов для аэрокосмической отрасли.

В этот день было

В ноябре в НПП «Аэросила» создана ВСУ ТА-12
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР А.Л.Колосов
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.А.Дыров