От фрилансера до руководителя Авто Mail.ru: выпускник МАИ о бизнесе, IT и стартапах

19 декабря 2019
От фрилансера до руководителя Авто Mail.ru: выпускник МАИ о бизнесе, IT и стартапах

Не секрет, что перед обладателями технических знаний открываются практически любые двери. За 90-летнюю историю Московского авиационного института из его стен вышло множество специалистов, которые связали свою жизнь со сферами, далёкими от авиации и космоса. Как показывает опыт, маёвцы могут получить известность и признание, став значимыми фигурами в бизнесе, спорте, культуре и искусстве, на госслужбе.

Руководитель проекта Авто Mail.ru Иван Юнин рассказал редакции портала mai.ru о том, как через обучение в МАИ проложил свой профессиональный путь в мир бизнеса, IT и стартапов, а также дал несколько советов студентам, решившимся на создание своего бизнеса.

— Как решили поступать в МАИ? Почему выбрали этот университет?

— В Москву я приехал из Ставропольского края, сразу же после окончания школы — в 2000 году. В то время мои представления об образовании в университете и о столичной жизни были крайне смутными. В Москве я оказался впервые. Поэтому, вооружившись списком из нескольких престижных вузов, я собрался покорять столицу. МАИ был вторым по счёту. Приехав, я сразу понял — атмосфера дружбы, позитива моя, родная. И точно мне подходит. Документы решил подавать на кафедру 703 «Системное проектирование авиакомплексов» (факультет «Робототехнических и интеллектуальных систем»), специальность «Автоматизированные системы управления авиационными боевыми комплексами», о чём ни разу не пожалел.

Получив хороший вступительный балл, гарантирующий поступление и получение общежития, я был счастлив. Не стал даже пытаться рассматривать альтернативные варианты. Поступить в МАИ было престижно и, лично мне, очень приятно. До сих пор помню ребят из приёмной комиссии, их тёплое отношение.

— Ваша жизнь и учёба в университете — что особенно запомнилось? Что цените до сих пор?

— МАИ дал мне не только образование, но и настоящих друзей. В первые два-три года учёбы в нашей комнате общежития «Башня» сформировалась очень дружная компания. До сих пор мы много и регулярно общаемся. Можно сказать, стали ближе, чем многие родственники. Ездим на рыбалку, отмечаем дни рождения, семейные праздники и рождение детей, общаемся в WhatsApp, — а ведь прошло уже 13 лет с момента выпуска.

Университет — это очень важный этап в жизни. Во многом именно эти годы, проведённые в альма-матер, сформировали меня как личность. Я учился в своё удовольствие, стремясь взять от учёбы то, что мне было особо интересно, самореализовывался и искал в себе предпринимательские таланты, был участником стройотряда — до сих пор помню, как мёл улицы на Речном вокзале))).

— Вы прошли путь от фрилансера до руководителя крупного автомобильного информационного ресурса в России. Расскажите, как складывался ваш карьерный путь?

— На самом деле это была длинная полоса удач и разочарований. Учиться зарабатывать деньги я начал ещё будучи студентом. Мы организовали в МАИ свою типографию. Это было весело, но прибыли практически не приносило. Позднее я подался во фриланс. Писал программы, делал веб-сайты (дизайн, вёрстка, программирование и так далее). На первую машину я, кстати, заработал именно в этот период. Позднее были попытки запустить свои стартапы, но бизнеса как такового не получилось. В 2009 году я перешёл на работу по найму. Работал в таких компаниях, как «Телеком-Экспресс» (сейчас это крупнейший аутсорсинговый центр России, а тогда — стартап), «Авто.ру», Kokoc.com (группа рекламных агентств), «Яндекс» и другие. Свою карьеру я начал с техподдержки, потом дорос до менеджера проектов и менеджера продукта. Вот так оно плавно пришло к тому, чем я сейчас занимаюсь — руковожу проектом Авто Mail.ru.

— Почему ваш профессиональный путь отклонился от траектории полученной специальности?

— Преддипломную практику я проходил на заводе российской самолётостроительной корпорации «МиГ» в отделе малозаметных самолётов. Было здорово и очень интересно, но всё же меня тянуло в бизнес и IT. И я понимал, что благодаря хорошему техническому образованию, которое я получил в МАИ, я могу реализовать свои цели и таланты там, к чему меня лежит душа.

— Вы запускали свои стартапы. Был ли успех? Что не получилось?

— Самый мой любимый стартап — это небольшое ювелирное производство, которое мы запустили вместе с друзьями. Бизнес начал работать и даже приносить прибыль, но, к сожалению, через два года усердных трудов его пришлось свернуть из за проблем с арендой и последующими сложностями другого рода.

Помимо этого было ещё несколько интернет-магазинов, но они не прожили долго. В момент их запуска я работал по найму, поэтому не смог уделить им необходимое количество времени. А со стартапами так нельзя. Свой бизнес, который ты начинаешь с нуля, требует полной самоотдачи. И рано или поздно встаёт вопрос: или стартапы, которые представляют собой некую авантюру на начальных этапах развития, или наёмный труд, подразумевающий стабильность.

— Помимо управления Авто Mail.ru, вы уже более года являетесь экспертом Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ). В чём заключается ваша работа?

— Я работаю со стартапами на очень ранней стадии, в том числе с такими, у которых чаще всего нет выручки, или она минимальна. Сопровождаю проект, помогаю ему активно развиваться. Трекер, по аналогии со спортивным тренером, стремится добиться от начинающих предпринимателей выдающихся результатов. Чуть больше, чем за год, мне удалось поработать более чем с 20 проектами. Некоторые из них получили первую выручку или увеличили свои показатели, что очень приятно. Ведь по статистике 90 % стартапов погибает на ранней стадии.

— В 2019 году МАИ вошёл в топ-10 вузов России по числу молодых людей, вовлечённых в предпринимательскую деятельность в области новой экономики. Можете дать несколько советов маёвцам, которые собираются запускать стартап?

— Во-первых, не сомневаться в своих силах и пробовать несмотря ни на что. Помните, что в университете начать своё дело проще. Обилие свободного времени, отсутствие семейных и финансовых обязательств — это большой плюс для того, кто хочет начать своё дело.

Во-вторых, не бойтесь пробовать разные ниши. Типовая проблема — когда команды годами безуспешно пытаются запустить продукт на высококонкурентном рынке, в то время как рядом есть никем не занятая ниша. Обязательно изучите методику customer development (тестирование идеи или прототипа будущего продукта на потенциальных потребителях — ред.) и активно используйте её в построении стартапов — это позволит избежать ошибок и потери ресурсов на ранних стадиях.

В-третьих, обязательно используйте все существующие сегодня возможности, которых не было в годы моего студенчества. Это различные акселераторы, профильные семинары, вебинары, хакатоны и прочие активности. Сегодня совершенно бесплатно на открытых площадках можно обменяться знаниями, опытом и получить экспертное мнение. Отслеживайте и участвуйте в тематических мероприятиях, которые проводят крупные компании — лидеры рынка. Они присматриваются к талантливым ребятам, и по итогам своих мероприятий могут предложить долгосрочную поддержку, если видят в них перспективу. Более того, сегодня у маёвцев есть собственный агрегатор различных активностей в области цифровых технологий, открывающий перед студентами большие возможности — IT-центр МАИ.

— Что бы вы пожелали альма-матер в канун 90-летнего юбилея?

— Желаю МАИ всегда оставаться на передовых позициях в области трансформации и внедрения новых технологий в образовании, гибких подходов и успешных выпускников. А ещё очень хочу пожелать, чтобы у выпускников всегда были возможности и желание применять полученные знания в полном объёме там, где им это наиболее интересно.

В этот день было

В ноябре в НПП «Аэросила» создана ВСУ ТА-12
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР А.Л.Колосов
Родился Заслуженный летчик-испытатель CCCР В.А.Дыров