В МАИ создали прототип рулевого привода для «более электрического самолёта»
27 января 2020Инженеры института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» Московского авиационного института под руководством доцента кафедры 702 «Системы приводов авиационно-космической техники» Артёма Алексеенкова совместно со специалистами холдинга «Технодинамика» испытали электрогидравлический рулевой привод ПМ.00, разработанный специально для более электрических пассажирских, грузовых и военно-транспортных самолётов. Испытания привода проходили в Центральном аэрогидродинамическом институте.
Концепция более электрического самолёта предполагает использование на борту самолёта большего количества электрических систем. Один из вариантов концепции, например, предусматривает отказ от масштабной гидравлической системы и её замену локальными электрогидравлическими агрегатами, управляемыми по проводам. В общем итоге такое решение повышает общее потребление электроэнергии, но позволяет значительно снизить массу бортового оборудования.
Электрогидравлический рулевой привод ПМ.00 способен работать в двух режимах: от центральной гидросистемы самолёта или от бортовой энергосети. Работа на электрическом питании пока рассматривается в качестве резервного режима. Разработчики утверждают, что в электрическом режиме качество управления не отличается от гидравлического режима. При этом коэффициент полезного действия привода в электрическом режиме может составлять до 85 %, что положительно сказывается на расходе топлива.
По утверждению разработчиков, им удалось реализовать алгоритмы управления приводом ПМ.00, благодаря которым динамические характеристики агрегата в области малых перемещений выходного звена аналогичны характеристикам классических гидравлических приводов с дроссельным регулированием скорости. По предварительной оценке, использование на самолёте только электрогидравлических приводов для управления рулями высоты, направления и элеронами позволит снизить массу летательного аппарата на 300 килограммов.