CR929: дальнемагистральные перспективы
12 февраля 2020В 2019 году одной из главных премьер авиасалона МАКС стал полноразмерный макет широкофюзеляжного самолёта CR929. Это лайнер нового поколения, над которым совместно работают авиастроители России и Китая; в проекте принимает активное участие Московский авиационный институт. Студенты и выпускники совместной магистратуры МАИ и Шанхайского университета Цзяо Тун (ШУЦТ) участвуют в работе над созданием дальнемагистрального лайнера CR929.
Проект CR929 считается самым высокотехнологичным в портфеле общих совместных проектов двух государств. На данный момент процесс разработки первого российско-китайского самолёта, как отмечают официальные лица, идёт по плану. В целом, ожидается, что первые поставки могут начаться в 2025–2027 годах. Рассказываем о создании и перспективах российско-китайского CR929.
CR929 — полномасштабная премьера
Разговоры о китайско-российском самолёте начались ещё в 2008 году. Само же соглашение о кооперации между двумя странами было подписано в 2014 году во время визита Владимира Путина в Пекин. Разработкой широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта занялись российская Объединённая авиастроительная корпорация (ОАК) и китайская COMAC. В 2017 году в Шанхае было создано предприятие China-Russia Commercial Aircraft International Corporation (CRAIC), которое стало оператором нового проекта.
В том же году проект получил свое официальное название — CR929. Буква С обозначает China, а R — Russia. Число 929 также несёт определённый смысл — цифра 9 в китайской традиции означает вечность и долголетие.
В июне 2018 года ОАК и COMAC согласовали общий вид нового широкофюзеляжного самолёта. В ноябре того же года на авиасалоне China Airshow в Чжухае CR929 впервые предстал перед публикой в виде полномасштабного макета. В России самолёт впервые был представлен на МАКС-2019. Специально для московского авиашоу был смонтирован полноразмерный макет отсека самолёта длиной 22 метра, шириной 5,9 метра и высотой 6,5 метра. Для его демонстрации был построен отдельный павильон, который стал одним из самых заметных на авиасалоне. В частности, в первый же день открытия его посетили Владимир Путин и турецкий президент Реджеп Тайип Эрдоган.
На авиасалоне в Китае, как и на российском МАКСе, был показан макет базовой версии CR929-600. В будущем потенциальным заказчикам будет предложено семейство CR929 из трёх конфигураций: кроме базовой версии, удлинённая (CR929-700) и с укороченным фюзеляжем (CR929-500).
Сама же базовая версия самолёта получит три различные модификации: на 281 пассажира в трёхклассовом варианте, на 291 человека в двухклассной компоновке и на 405 в одноклассовой версии. Планируется также более «плотный» вариант компоновки на 440 человек для недлительных перелётов. Проектировка будет выполняться по конкретным заказам авиакомпаний.
CR929 будет крупной машиной — взлётная масса будет равна 245 тоннам, размах крыльев — 63,9 метра, длина «шестисотой» версии достигнет 63,8 метра, а высота 17,4 метра. Дальность в зависимости от модификации будет варьироваться от 10 000 до 14 000 километров.
На пути к Gate 3
Работы над новой машиной разделены географически: в России разрабатывают центроплан и консоли крыла с механизацией, а в Китае — фюзеляж и оперение. Также российские инженеры будут отвечать за авионику и работу систем управления. В рамках проекта принято решение о создании в России инженерного центра.
К созданию самолёта присоединятся сотни специалистов — не только ОАК, но и других организаций Ростеха, например Объединённой двигателестроительной корпорации (ОДК) и холдинга «Технодинамика». Но такой крупный международный проект, как самолёт CR929, требует новых кадров с особой подготовкой. Вузы России и Китая уже занялись обучением инженеров, которые примут участие в создании перспективного самолёта. Первая группа инженеров совсем недавно защитила свои дипломы. Совместную магистратуру Московского авиационного института (МАИ) и Шанхайского университета Цзяо Тун (ШУЦТ), созданную в 2017 году, завершили 29 российских и 23 китайских студента. В будущем они смогут продолжить работу в инженерном центре по программе CR929 в России и в его филиале в Китае.
На сегодняшний день процесс разработки CR929, как отмечают официальные лица, идёт по плану. Заканчивается эскизная проработка и определяются основные поставщики бортовых систем. На предыдущей точке Gate 2, которую разработчики успешно прошли в конце 2017 года, защищали техническую концепцию или философию будущей машины.
Одним из вопросов, которые предстоит решить, остаётся выбор двигателей. На сегодняшний день рассматриваются готовые варианты от GE и Rolls-Royce. При этом альтернативой на будущее станет российский ПД-35 с тягой около 35 тонн, однако ему придется подождать.
«Программа ПД-35 подразумевает создание двигателя большой тяги со сроками завершения опытно-конструкторских работ в 2027 году. Двигатель создаётся, чтобы предложить его для широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта CR929. Мы находимся на этапе переговоров с китайской стороной о конфигурировании этой программы. Многое будет зависеть от работ по самолёту», — рассказал в интервью РИА Новости в сентябре 2019 года заместитель гендиректора — генконструктор ОДК Юрий Шмотин.
Кроме выбора силовой установки, инженерам необходимо определиться с материалами для конструкции и проработать нюансы аэродинамики. В конце прошлого года в Москве завершился очередной этап испытаний в аэродинамических трубах. Контрольная модель, выполненная в масштабе 1:39 в конфигурации фюзеляж плюс крыло, в течение недели проходила продувку в ЦАГИ, при участии специалистов ОАК и СОМАС.
Перспективы и конкуренция
В экспертных кругах на российско-китайский авиационный проект возлагаются большие надежды. Считается, что новый самолёт может составить конкуренцию двум гигантам — Airbus и Boeing — на рынке Китая и Азиатско-Тихоокеанского региона. Предполагается, что основными заказчиками станут китайские компании Air China, China Eastern и China Southera.
Многие эксперты отрасли отмечают тот факт, что CR929 всё же находится в роли догоняющего. На рынок уже вышли модели нового поколения — Airbus A350 и Boeing 787. Впрочем, в этой ситуации есть свои плюсы. Создателям CR929 нужно предложить новые решения, обеспечить преимущество перед уже существующими машинами. При этом разработчикам уже хорошо известны недостатки конкурентов.
К примеру, Airbus A350 оказался очень большим, и конструкторам пришлось пойти на ограничение удлинения крыла ради соответствия самолёта габаритам по категориям ICAO для авиалайнеров подобного класса, отмечают эксперты. Boeing 787 считается первопроходцем в самолётостроении такой размерности с использованием композитных материалов. Но американскому самолёту также ограничили длину крыла. Предполагается, что CR929 удастся обойти эти вопросы, поскольку самолёт будет выполнен с запасом к ограничению ICAO. При этом в создании российско-китайского самолёта будут широко использованы композиты — они составят более 50 % конструкции планера.
Ожидаются новые технологические решения в аэродинамике. Крыло CR929 будет отличаться большим удлинением с использованием законцовок типа «шарклет». Это позволит минимизировать сопротивление воздуха и оптимизировать расход топлива по сравнению с машинами-конкурентами. Перевозчики смогут получить значительные экономические преимущества, а пассажиры — улучшенный комфорт. Просторный салон CR929 обещает быть одним из лучших в своём классе, особенно по высоте. Конкретные детали и нюансы внутреннего убранства ещё предстоит определить в ходе разработки, тем не менее некоторые возможные инновационные решения уже могли увидеть посетители макета самолёта на МАКСе. Например, иллюминаторы в CR929 планируется сделать без механических шторок — простое нажатие на кнопку, и окно теряет свою прозрачность.
Когда всё это можно будет увидеть «в материале»?
«2023–2025 год — это срок, который мы в нашем мастер-плане обозначили как срок первого вылета с прохождением испытаний в течение двух-трёх лет. Пока мы идем в графике, соответственно, с обеспечением поставок в период с 2025 по 2027 год», — сообщил глава ОАК Юрий Слюсарь прошлым летом в эфире телеканала «Россия-24».
В целом, ожидается, что самолёт поступит на рынок во второй половине десятилетия, а потенциальный объём поставок составит порядка 1 000 машин в течение 25 лет.