Как развивается и модернизируется дистанционное обучение в МАИ
27 апреля 202017 марта Московский авиационный институт полностью перешёл на дистанционный режим обучения. Для построения образовательного процесса используются несколько платформ, большая часть обучения ведётся в LMS МАИ и Microsoft Teams (MT).
Платформа LMS МАИ (learning management system — «система управления обучением») была создана в 2006 году. За её разработку, поддержку и модернизацию отвечает управление поддержки и мониторинга электронного обучения МАИ. В системе содержится различный полезный образовательный контент и множество различных интерактивных функций: она позволяет проводить онлайн лекции, семинары и лабораторные занятия, хранить их записи, вести учёт посещения онлайн-занятий, хранить образовательные курсы, получать и сдавать задания и тесты и др.
Новые вызовы, связанные с резко возросшей сейчас нагрузкой на систему LMS МАИ, стали причиной того, что всего лишь за месяц LMS МАИ прошла несколько этапов модернизации. В начале апреля в LMS МАИ было размещено 5 448 обучающих материалов, на конец месяца — 6 162, при этом наполнение платформы актуальным контентом продолжается.
Начальник управления поддержки и мониторинга электронного обучения МАИ Пётр Ухов рассказал о том, насколько активно сегодня используется LMS МАИ в образовательном процессе, о последних изменениях, которые произошли в маёвской системе дистанционного обучения, и поделился планами на ближайшее будущее.
Рост активности
«Сегодня в системе LMS МАИ зарегистрировано 37 665 пользователей из числа студентов, слушателей ДПО, сотрудников и педагогов университета, партнёров, школьников», — рассказывает Пётр.
В LMS МАИ растёт и число онлайн-занятий: лекций, семинаров и лабораторных работ. На одном занятии одновременно может присутствовать неограниченное число человек — в МАИ этот показатель на данный момент достигает отметки в 150 человек.
«Всего в день на LMS МАИ проходит порядка 250 онлайн-занятий. Максимальная пиковая нагрузка — до 80 видеолекций онлайн одновременно, и постоянно растёт. Ведутся работы по увеличению этого показателя до 200 и более путём настройки балансировщика нагрузки и добавления новых видеосерверов», — отмечает Пётр.
Масштабирование и мониторинг качества
Ещё в конце марта, чтобы распределить нагрузку на систему LMS МАИ и обеспечить качество сервиса, были повышены серверные мощности, внедрены системы мониторинга и виртуализации. Сейчас LMS МАИ проходит следующий этап масштабирования.
Техническая служба поддержки LMS осуществляет мониторинг качества занятий, отвечает на поступающие запросы от пользователей системы, инициирует сбор обратной связи от преподавателей и студентов.
«Например, мы выборочно контролируем занятия, на которых присутствует много человек и где идёт большой поток интерактива. Мы подключаемся к ним и смотрим, насколько качественно идёт трансляция, как быстро подгружаются необходимые материалы. При необходимости устраняем неполадки или даём рекомендации преподавателю», — уточняет Пётр.
Сбор статистики и оценка работы преподавателей
Специалистами управления поддержки и мониторинга электронного обучения МАИ был налажен сбор и обработка статистики по работе платформы LMS.
«Для удобства мониторинга все статистические данные объединены в единую систему и централизованно поступают в систему Power BI, настроенную управлением информационных систем для анализа руководством МАИ», — говорит Пётр Ухов.
Помимо этого доработана методика оценки активности преподавателя. Сейчас система оценивает преподавательскую деятельность не только в режиме онлайн-занятий, но и учитывает другие его активности в системе LMS МАИ, такие как работа на форумах, создание файлов с заданиями и их проверка, проведение тестирований.
Интерактивная доска с онлайн-лекциями для студентов
В ближайших планах — создание интерактивной доски всех проходящих образовательных мероприятий в LMS онлайн. Так студенты смогут при дистанционном формате обучения работать над своими индивидуальными образовательными траекториями и по согласованию с преподавателями подключаться к тем лекциям и занятиям, которые не являются обязательными для их группы.
«Спрос на это есть, — отмечает Пётр. — В МАИ ведётся очень много лекций, которые были бы интересны широкому кругу студентов. Один из последних примеров — ко мне обратился заведующий кафедрой 307 «Технология приборостроения» Фёдор Владимирович Васильев с просьбой помочь организовать дополнительный доступ к занятию для студентов 4-го курса бакалавриата института №3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика». Онлайн-лекция проводилась для студентов магистратуры в рамках программы «Управление цифровым производством» на курсе «Интернет вещей». Ребята бакалавры сами выразили желание принять участие в онлайн-лекции».
Помимо этого, как считает Пётр Ухов, в маёвской системе есть много других онлайн-лекций, которые имеют очень много положительных отзывов и будут интересны большинству студентов.
Экзамены онлайн: начинают школьники
Сейчас управлением поддержки и мониторинга электронного обучения МАИ ведётся проработка прокторинга — системы наблюдения и контроля при сдаче экзаменов онлайн, которая включает много функций, в том числе наблюдение по вебкамере, запись звука через микрофон с параллельной фиксацией экрана экзаменующегося.
Автоматические алгоритмы идентифицируют студента, анализируют его поведение с точки зрения угроз нарушения норм проведения экзаменов и сообщают о результатах проверки проктору — человеку, который контролирует и корректирует работу автоматики.
Пока прокторинг в МАИ будет использоваться на предпрофессиональных экзаменах в рамках инженерных классов, в которых примут участие порядка 450 школьников, обучающихся по трём профилям: Python, Arduino и SolidWorks. Экзамены будут проходить в мае. В дальнейшем возможно расширение использования системы контроля.