Как стать крутым специалистом: индивидуальное образование в МАИ
25 июня 2020Сейчас в Московском авиационном институте активно развивается проект «Индивидуальные образовательные траектории (ИОТ)», который помогает студентам начиная с первого курса создать образ личного будущего и расширить свои возможности к достижению поставленных жизненных и образовательных целей. При этом область накапливаемых студентом знаний и навыков расширяется, приобретая междисциплинарный характер, мышление становится универсальным и гибким, развивается коммуникативная компетентность. Такие качества высоко ценятся предприятиями в условиях постоянно меняющейся среды.
Куратор развития проекта в МАИ, доцент кафедры 307 «Цифровые технологии и информационные системы», кандидат технических наук Ольга Хомутская рассказала, как в университете строится работа по ИОТ со студентами, кому и почему стоит задуматься о персонализированном обучении.
Что такое индивидуальная образовательная траектория?
Это индивидуальный план профессионального и личностного развития, который помогает студенту раскрыть в себе интерес к какому-то конкретному направлению и развить свои наиболее сильные качества. ИОТ предполагает активности как в рамках учебного плана (английский по уровням владения), так и за его пределами (Школа управления, например).
Иными словами, ИОТ нужна для того, чтобы ребята развивались не только как инженеры по своей специальности, посещая предусмотренные в расписании пары, но и совершенствовали свои знания и навыки в необычных для себя областях.
Почему это так актуально и важно? Потому что сегодня наибольшую ценность для работодателя представляет сотрудник, обладающий междисциплинарным набором компетенций — нужно обладать знаниями из других областей и уметь работать в разных командах. ИОТ — это инструмент, за счёт которого выпускники МАИ могут стать ещё более востребованными и незаменимыми на конкурентном рынке.
Ольга Хомутская
Какова популярность ИОТ среди абитуриентов и студентов МАИ?
Уже сейчас мы видим, что спрос на ИОТ растёт в том числе среди абитуриентов. Нынешним выпускникам школ и студентам хочется не просто ходить на пары, а как-то дополнительно развиваться. При этом они не хотят искать эти возможности самостоятельно. Им важно получить от университета помощь в виде каких-то готовых предложений, подробной информации о том, какие возможности даёт образовательное учреждение и как это поможет им стать крутыми специалистами. Многие первокурсники уже знают, где именно они будут работать или обучаться после окончания МАИ. Так, например, один из наших талантливых абитуриентов, дважды победивший в олимпиаде МАИ «Траектория взлёта», Константин Цатурьян рассматривает университет как трамплин для дальнейшего обучения за рубежом на PhD или в магистратуре.
То есть я бы не сказала, что ИОТ — массовая тема. Большинство студентов идут по стандартному пути, обучаясь чётко по программе и становясь хорошими специалистами. ИОТ ориентирована примерно на 20 % от общего числа абитуриентов, наиболее талантливых и целеустремлённых.
Расскажите про процесс развития ИОТ в МАИ?
ИОТ — развивающаяся тема в отечественных вузах и пока мало где присутствует. Университеты из рейтинга «5–100» только начинают реализовывать это в разных формах. История развития ИОТ в МАИ началась с участия университета в образовательном интенсиве «Остров 10–22» в июле 2019 года, где основной темой обсуждения стали вызовы, стоящие перед системой образования для обеспечения потребностей цифровой экономики в высококвалифицированных кадрах. Стало понятно, что в МАИ уже есть ИОТ элементы, но они не собраны в единую систему. Поэтому целью стало превратить это в большой общеуниверситетский проект, чтобы со студентами велась системная работа с единой точкой входа по всему МАИ, чтобы ребята ещё больше были задействованы в проектах не только своих кафедр и институтов и были лучше проинформированы о тех возможностях, которые университет готов им предоставить.
Развитие ИОТ у студентов МАИ на всех институтах мы разделили по четырём направлениям: исследователь, специалист, управленец, предприниматель. Смысл в том, что не нужно каждый раз заново прорабатывать программу. Как только студент определится с направлением своего развития, мы предлагаем ему типовые базовые траектории, которые дорабатываются и корректируются с учётом его индивидуальных особенностей, возможностей и пожеланий.
Хакатон
Что входит в программу ИОТ в МАИ?
Ребята бакалавриата и специалитета могут дополнительно изучать различные дисциплины по одному из четырёх обозначенных мной траекторий. Магистрам мы предлагаем посещать занятия других программ, чтобы расширить своё мировоззрение, научиться выстраивать взаимоотношения внутри команды и лучше понять своё место в цепочке производства. Например, тот, кто будет заниматься производством изделий — будет лучше понимать, как их будут потом тестировать и отправлять в эксплуатацию.
Первокурсники-2020 направления 09.03.02 «Информационные системы и технологии» смогут сами выбрать одно из трёх направлений для углублённого изучения: искусственный интеллект, интернет вещей, мультимедиа технологии — и на основе этого реализовывать собственные проекты. Кроме того, выбирая элективные дисциплины, можно изучить что-то смежное или, наоборот, уйти в экономико-управленческую область.
В программу ИОТ мы включили академический обмен, когда студент в течение полугода или года обучается в каком-то университете в России или в другой стране. По изученным дисциплинам либо производится перезачёт, либо студенту выдаётся документ о дополнительно полученных знаниях. Анастасия Ковалёва, специалист управления международной деятельности (УМД) МАИ, курирует наших ребят от момента изъявления желания о стажировке до возвращения из другой страны. В рамках академической мобильности МАИ сотрудничает с более чем 20 университетами по всему миру, однако студент может заявить о желании пройти обучение абсолютно в любом вузе. Управление международной деятельности МАИ помогает с организацией и сбором документов. У нас были случаи, когда ребята сами находили университеты по своей тематике и уезжали на обучение в Китай и в Сербию на 2–6 месяцев.
Программа обмена
Также в институтах № 1 «Авиационная техника» и № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» при участии кафедры английского языка у нас реализовано изучение английского языка в смешанных по возрасту и кафедрам группах. Ребят тестируют и объединяют согласно их уровню знаний. Это новый проект, в 2020/2021 учебном году мы планируем его расширить. Ещё есть группа ребят, состоящая из 20 человек, которые знают язык на высоком уровне. С ними отдельно, кроме общих занятий, занимается опытный преподаватель, практикующий переводчик Максим Мец.
Если студенты нацелены на исследовательскую деятельность — с ними дополнительно работает НИРС. Отдел организовывает различные тематические мероприятия, такие как Science Up (научный стендап), рассказывает, как писать статьи, как подавать свои работы на конференции. Екатерина Черникова и Маргарита Гордеева всячески помогают таким ребятам развиваться и участвовать во внешних мероприятиях, поощряют за достижения.
Как быть студентам, которые хотят развить в себе soft skills, управленческие или организационные навыки?
Для этого у нас есть Школа управления (ШУ) МАИ, хакатоны, в которых может участвовать каждый, мастер-классы от IT-центра, где приходят специалисты из индустрии и рассказывают про то, как развить в себе различные soft skills: как выступать публично, как управлять командами и так далее.
В Школу управления МАИ чаще идут начиная с 3-го курса и старше. Ребята, желающие принять участие в ШУ, заполняют информацию о себе, своей успеваемости, уровне знания английского языка, о проектах, в которых они участвуют. При этом у них обязательно должны быть какие-то управленческие задатки или хотя бы желание обрести соответствующие навыки. Любовь Федотова, менеджер ШУ, проводит собеседование с каждым кандидатом. Проводится отбор, в ходе которого отбирают 30 человек. Эти ребята в течение года учатся вместе с представителями корпораций, участвуя в различных проектах. Кроме этого, Любовь помогает талантливым ребятам со стажировками в центрах компетенций и НИО, которые есть в МАИ, являясь промежуточным звеном, позволяющим найти ребятам стажировку, а центрам компетенций — добросовестного сотрудника.
Школа управления МАИ
Что бы вы назвали главным конкурентным преимуществом МАИ в плане ИОТ?
То, что у нас в университете очень сильная научно-исследовательская база. У студентов есть возможность пройти стажировки, принять участие в проектах или трудоустроиться и получить колоссальный опыт в маёвских научно-исследовательских отделах (НИО), центрах компетенций и в студенческих конструкторских бюро (СКБ).
Кто курирует и направляет студентов МАИ по их индивидуальной образовательной траектории?
У кого-то раньше, у кого-то позже появляется больше осознанности, и ребята понимают, что им нужно ещё. Но в этот момент они не остаются одни. У нас есть кураторы групп, а также наставники в лице старшекурсников или преподавателей, которые помогают студентам тет-а-тет. Чтобы с каждым из ребят работа была более детальной, наставник берёт в работу от двух до пяти человек. Он проводит беседы со своими подопечными, выявляя их стремления, цели и потребности, намечая с ними их будущую профессиональную и карьерную траектории. В итоге у студентов появляется чёткое понимание того, что они хотят в себе развить, что хотят попробовать.
Наставник становится проводником студента-первокурсника, открывая перед ним все существующие возможности развития в институте. Помимо этого наставник сам даёт студенту определённое задание по ИОТ, чтобы тот пробовал себя в новых начинаниях. Студент выполняет проект, который на выходе превратится в законченный продукт, пусть даже и не суперуспешный, но демонстрирующий его возможности.
По каким параметрам происходит отбор в наставники?
Наставниками становятся по-разному, в каждом институте свои правила. Чаще это студенты-старшекурсники, которые уже сами хорошо понимают свою траекторию, а также молодые и активные преподаватели, которые публикуются, участвуют в НИОКР, знают, что происходит сегодня в науке и в индустрии.
Наставники ИОТ в МАИ
Когда начнётся работа по ИОТ со студентами первого курса?
С теми, кто поступит в этом году, в первые два месяца проведут ознакомительные встречи по институтам, организуют серию мастер-классов по разным тематикам. Параллельно кураторы выделят лучших и наиболее активных, начнут уделять им более пристальное внимание. С ноября эти ребята начнут объединяться в команды или присоединятся к существующим коллективам и проектам.
Если первокурсник не попал в число тех, с кем будут прорабатывать ИОТ — это не значит, что больше у него такой возможности не будет. Всегда есть ребята, которые «дозревают» позже, бывает, что только к 3–4 курсу. На каждой кафедре есть наставники, к которым достаточно подойти и заявить о своём желании развиваться, и процесс будет запущен.