Плазменные двигатели на Земле: куда идут работать выпускники МАИ

6 июля 2020
Плазменные двигатели на Земле: куда идут работать выпускники МАИ

Институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ является крупнейшим в России научно-учебным комплексом в области двигателестроения и энергетической техники. В составе института семь научно-исследовательских лабораторий. Подготовка студентов ведётся по всем стадиям жизненного цикла изделия. Выпускники работают не только в аэрокосмической отрасли, но и в различных областях энергетики, машиностроения, в нефтегазовой области.

В начале июня в онлайн-формате в МАИ прошёл День открытых дверей меганаправления «Двигателестроение», в котором принял участие выпускник института № 2, кандидат технических наук, генеральный директор международной научно-инновационной компании «ПЛАЗАРИУМ» Владимир Семёнович Тверской.

Плазменные двигатели применяются не только в космосе на космических аппаратах, но и на Земле в народном хозяйстве. Один из таких примеров — компания «ПЛАЗАРИУМ», занимающаяся разработкой и производством плазменного оборудования для энергетического, экологического и специального высокотемпературного технологического применения газоразрядной плазмы в современной мировой промышленности. Выпускники МАИ составляют значимую часть кадрового состава компании.

Пресс-служба МАИ пообщалась с Владимиром Семёновичем и узнала, что привело его более полувека назад в институт № 2 «Авиационные, ракетные двигатели и энергетические установки» МАИ, как он оценивает знания сегодняшних выпускников и какое будущее ждёт инженера в области плазменного оборудования в разрезе 5-10 лет.

Генеральный директор компании «ПЛАЗАРИУМ» Владимир Семёнович Тверской

Расскажите, что повлияло на ваш выбор университета? Почему МАИ?

Я окончил институт № 2 МАИ в 1972 году. Выбрал МАИ как конечную точку своего турне, перед этим посетив МГТУ им. Н.Э. Баумана и Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского. Старое здание Бауманки и тусовка желающих на входе не впечатлили, а в академии в 1966 году не было приёма выпускников школ. Следующим по Ленинградскому шоссе был МАИ, собственно, цель моей поездки в Москву.

Почему вас заинтересовало именно направление двигателестроения?

Мне посчастливилось с 6 лет попробовать себя в разных кружках. Сначала это были «Умелые руки» (выпиливание, выжигание по дереву), потом фотокружок, кружок танцев, радиокружок и, наконец, авиамодельный, где я задержался на четыре года. Зимой трудились над изготовлением моделей самолётов со скрученной в жгут резинкой в качестве привода винта или с моторчиком на смесевом топливе; весной и летом наши модели летали, разбивались или улетали высоко и далеко «с концами» на аэродроме ДОСААФ. Были и кордовые модели, простые пилотажные, и копии, последней была модель истребителя ЛА-5. На этом же аэродроме стояли рядами самолёты, как нам говорили, эскадрильи «Нормандия Неман».

Отец был военным лётчиком, а в последствии служил на аэродроме, и я часто видел, как взлетали и садились самолёты МИГ-15 с реактивными двигателями.

Если к этим предпосылкам добавить, что это были годы появления первого спутника, полёта первого космонавта, то желание быть там, где всё самое современное, самое передовое, естественно. Старшая сестра училась на врача, брат — на инженера-энергетика. Я окончил среднюю политехническую школу с серебряной медалью и получил специальность электромеханика по ремонту электроагрегатов (авиационных двигателей). Впереди маячил вопрос «Кем быть?».

В газете «Комсомольская правда» многие вузы печатали краткую информацию о себе: название, адрес, условия приёма, кого готовят и какие есть факультеты. Из скромного информационного материала выбрать Московский авиационный институт было, наверно, проще, чем сегодня разобраться, кто есть кто.

Направление двигателестроения выбрал, так как считал, что это самое сложное, самое важное и самое нужное. Конкретного видения специальности, конечно, не было, но была внутренняя убеждённость, что только тут можно получить максимум знаний о природе вещей и интегральном, комплексном характере направления.

Насколько я знаю, у вас семейная династия маёвцев, ваш сын, президент «Плазариума» Алексей Тверской — маёвец? Кто ещё из членов вашей семьи и какой институт МАИ оканчивал?

Сын окончил, как и я, институт № 2 МАИ, затем обучался в аспирантуре кафедры 208 «Электроракетные двигатели, энергетические и энергофизические установки».

Будучи школьником, в 14 лет он настоял на том, чтобы в летние каникулы поработать на заводе, где я был директором. Определил его в службу главного механика, очень уважаемого мной человека и специалиста. Что конкретно ему поручали, честно говоря, не знаю, но важен результат. Когда его спросили, кем он хочет быть, он, имея в виду здесь и сейчас, ответил — учеником конструктора. Дальше учёба в школе при МАИ и поступление в МАИ — это его выбор.

Моя жена и двое её братьев в разные годы поступали в МАИ. Братья окончили МАИ кафедру 208. Также мой племянник окончил МАИ. Так что для моего сына и для будущих поколений — это действительно династия.

В вашей компании работают выпускники МАИ разных годов выпуска. Как вы оцениваете уровень их знаний?

На собеседование о приёме на работу мы приглашаем в основном выпускников МАИ, МГТУ, МЭИ. Практика показала, что только эти вузы дают подготовку, при которой инженеры способны решать стоящие перед компанией технические задачи.

Что касается конкретных людей, то практика также показала, что бессмысленно брать на работу, если во вкладыше к диплому есть тройки. По-видимому, современные тройки и тройки былых времен находятся в разных весовых категориях.

Вы работаете только с выпускниками или со студентами тоже?

Мы открыты для общения и взаимодействия. У нас проходят производственную практику студенты ряда вузов. Готовы принять и студентов МАИ.

Студентам, желающим работать в качестве инженера-стажёра, мы предлагаем гибкий график, чтобы работа не мешала учебному процессу в университете.

Как возникла компания «ПЛАЗАРИУМ»? Каковы основные направления деятельности?

Компания возникла в 2004 году из желания молодого студента института № 2 МАИ Алексея Тверского создать компанию мирового уровня передовых технологий и практик на основе плазменной техники. Мне ничего не оставалось делать, кроме как встроиться в коллектив компании, способствуя её становлению и развитию.

Сегодня «ПЛАЗАРИУМ» — мировой лидер в разработке и производстве плазменного оборудования. Компания производит промышленные плазменные системы с электродуговыми плазмотронами, использующими разные плазмообразующие среды, в том числе водяной пар, мобильные установки плазменной газификации отходов и сырья с получением чистого синтез-газа и последующей генерацией электрической и тепловой энергии или получением метанола, мобильные установки плазменного гидрокрекинга мазута и тяжёлых нефтяных остатков с получением лёгких топливных фракций, установки плазменного плавления неорганического сырья.

Насколько востребована продукция компании и насколько конкурентным является рынок?

Сегодня в мире, несмотря на существующие проблемы, или, как иногда говорят, турбулентность, идёт становление нового технологического уклада, который не мыслится без плазменной техники и технологий. Плазменное состояние вещества в научном плане более или менее изучено, главным образом, в процессе освоения термоядерного синтеза и в космических исследованиях, но в практическом плане освоено пока фрагментарно, в основном, на периферии возможных приложений. Этим объясняется востребованность нашей компании для решения новых и старых задач на основе плазменной техники. Сегодня ещё, образно говоря, есть место под солнцем. Но конкурентность рынка плазменной техники и технологий заметно растёт. В такой ситуации удержаться мало, надо развиваться, опережая осознание заказчиками потребностей времени.

Современная экономика строится на знаниях, а экономика — это не только и не столько деньги, сколько созидательная деятельность, направленная на удовлетворение жизненных потребностей человека. Кадры, как и вчера, сегодня и завтра решают всё! Готовы ли к такой созидательной деятельности студенты института № 2 МАИ?

Насколько перспективной и востребованной, на ваш взгляд, будет профессия инженера компании «ПЛАЗАРИУМ» в разрезе 5-10 лет?

Инженер по направлению авиационных, ракетных двигателей и энергетических установок будет востребован и через 5, и через 50 лет, независимо от того, как будет называться эта специальность в дальнейшем. Однако можно окончить университет с дипломом инженера, а можно выйти из его стен ИНЖЕНЕРОМ, и это не одно и то же.

В текущем году «ПЛАЗАРИУМ» перешагнул рубеж 16 лет. На горизонте совершеннолетие. Применение плазменной техники и технологий сегодня — актуальный вопрос. В этой области востребованы специалисты, обладающие комплексными системными знаниями в области широкого спектра технических инженерных дисциплин. Спустя почти полвека с момента моего знакомства с МАИ я могу уверенно сказать, что потенциала, который был задан мне как выпускнику, хватило на длительный период времени, вплоть до сегодняшнего дня.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров