Проект специалистов кафедры 305 МАИ высоко оценили эксперты форума «Армия-2020»

14 сентября 2020
Проект специалистов кафедры 305 МАИ высоко оценили эксперты форума «Армия-2020»

Проект преподавателей и научных сотрудников кафедры 305 «Автоматизированные комплексы систем ориентации и навигации» МАИ «Создание технологии построения отказоустойчивых комплексных навигационных систем для беспилотных аппаратов с использованием технического зрения» заслужил высокую оценку экспертов на Международном военно-техническом форуме «Армия-2020». Специалисты увидели большие перспективы внедрения технологии на предприятиях оборонно-промышленного комплекса.

Основой проекта стал опыт, накопленный кафедрой в области разработок интегрированных навигационных систем. Большой импульс в развитии этого направления дало создание лаборатории испытаний таких систем в рамках программы развития МАИ как национального исследовательского университета.

Работа над проектом велась под руководством заместителя заведующего кафедрой 305 Александра Черноморского в рамках Федеральной целевой программы «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2014–2020 годы». С докладом, обобщающим результаты работы, выступил на форуме доцент кафедры, начальник научно-исследовательского отделения института № 3 «Системы управления, информатика и электроэнергетика» МАИ Константин Веремеенко.

Три способа определения положения

Технология, предложенная коллективом МАИ, может применяться как для летательных, так и для наземных беспилотных аппаратов. Она позволяет с высокой точностью определять местоположение и ориентацию аппарата в пространстве, используя информацию сразу из нескольких источников.

— Мы разработали технологию построения комплексной системы навигации, позволяющую повысить точность и помехозащищенность навигационного обеспечения различных беспилотных аппаратов, — рассказывает Константин Веремеенко. — Применение данной технологии предполагает одновременное использование трёх способов для оценки местоположения аппарата и его ориентации в пространстве. Аппарат использует данные с навигационных спутников, техническое зрение, которое базируется на системе оптических дальномеров и видеокамер, и автономную инерциальную навигацию за счёт установленных на нём блоков гироскопов и акселерометров.
Системы такого типа называются интегрированными навигационными системами. Они представляют собой единый комплекс, объединяющий всю получаемую избыточную информацию и генерирующий высокоточное и достоверное решение. За счёт избыточности повышается не только точность всего комплекса, но и его надёжность, так как алгоритмы работы системы позволяют определять мгновенные и медленно накапливающиеся сбои в показаниях бортовой навигационной аппаратуры.

Сравнение и обобщение полученных данных позволяет в корректируемом режиме определить координаты устройства с максимальной погрешностью 1 м. Скорость оценивается с точностью до 0,1 м/с, а углы ориентации — до 0,1 градуса.

Перспективы технологии

По словам Константина Веремеенко, созданная в МАИ технология не уникальна, но соответствует мировому уровню и обладает высокой конкурентоспособностью на рынке.

— Представление результатов проекта на форуме «Армия-2020» позволило привлечь к ним внимание специалистов военной области, — говорит он. — По результатам доклада четыре организации проявили интерес к разработке, но пока трудно сказать, как будет далее развиваться взаимодействие с ними.
При этом технология актуальна и в гражданской области. После завершения проекта его результаты уже были использованы в нескольких научно-исследовательских и опытно-конструкторских работах на кафедре 305, в том числе в рамках государственного задания на 2020–2022 годы.

Речь идёт о разработке бортовой аппаратуры для подводных беспилотных аппаратов, которые обследуют озёрные, речные и шельфовые территории, проектировании систем посадки для беспилотных летательных аппаратов, а также создании роботизированных комплексов для аэропортовых нужд: мониторинга территорий, осмотра воздушных судов, контроля состояния взлётно-посадочных полос. Всё это открывает широкие перспективы дальнейшей коммерциализации проекта.

На фото: Константин Веремеенко

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2