Выпускники МАИ спроектировали вертолёт для освоения Арктики
24 сентября 2020Выпускники института № 1 «Авиационная техника» МАИ Арсений Заграничнов и Александр Лисовинов в этом году стали победителями Международной молодёжной научной конференции «Гагаринские чтения». Они представили работу «Проект арктического вертолёта одновинтовой схемы с двигателями ПД-12В», выполненную в рамках комплексного дипломного проекта под руководством доцента кафедры 102 «Проектирование вертолётов» МАИ, кандидата технических наук Бориса Лейзеровича Артамонова.
Проект направлен на ускорение развития Арктической зоны Российской Федерации, где вертолёты играют важную роль. Они используется для транспортировки крупногабаритных грузов и техники на большие расстояния, монтажных работ, патрулирования местности, сопровождения торговых судов по Северному морскому пути и др. Молодые специалисты предложили свой концепт вертолёта, который позволит выполнять эти задачи более эффективно.
Преимущества нового вертолёта
На данный момент в России существует лишь один вертолёт, предназначенный для эксплуатации в Арктической зоне. Это Ми-8АМТШ-ВА, созданный в 2015 году на Улан-Удэнском авиационном заводе. Однако он не может выполнить полный спектр имеющихся задач, поскольку обладает относительно невысокой грузоподъёмностью и из-за своих размеров не подходит для перевозки крупногабаритной техники.
— Наш вертолёт рассчитан на перевозку грузов массой до 26 тонн и дальность полёта до 1000 км, что является основополагающим фактором для Арктики, — рассказывает Александр Лисовинов. — Габаритные размеры фюзеляжа позволяют вмещать весь спектр техники, эксплуатируемой в арктическом регионе. Вертолёт предполагается оснастить всем необходимым оборудованием для работы в условиях Крайнего Севера, в частности системой аварийного приводнения.Облик вертолёта, способного выполнять типовые для Арктической зоны транспортные операции, формировался с использованием программного обеспечения, разработанного руководителем проекта Борисом Лейзеровичем Артамоновым. Авторами проекта были внесены изменения в модуль весового расчёта, учитывающие особенности эксплуатации техники в условиях Арктики, проведена верификация весового и аэродинамического модулей программы по данным прототипа — вертолёта Ми-26. Оптимальные параметры несущего винта арктического вертолёта выбраны исходя из условия эффективности выполняемой транспортной операции по критерию приведённой производительности.
Выгодное импортозамещение
Проект тяжёлого арктического вертолёта разрабатывался на базе перспективного двигателя ПД-12В.
— Арктическая модификация имеющегося тяжёлого вертолёта Ми-26 не имеет перспектив из-за проблем с поставками двигателей Д-136, производимых украинской компанией «Мотор Сич», — говорит Арсений Заграничнов. — Поэтому мы сочли целесообразным рассмотреть возможность создания вертолёта с двигателями ПД-12В, которые имеют существенные экономические преимущества перед Д-136: меньший расход топлива и повышенную мощность при незначительном увеличении массы и габаритов.Использование двигателя ПД-12В вписывается в концепцию импортозамещения, так как его разработчиками и изготовителями являются российские предприятия оборонно-промышленного комплекса.
Развитие проекта
Недавно маёвцы представили свой проект на Международной конференции «Научно-технические вопросы освоения Арктики 2020: настоящее и будущее». Также планируется выдвижение на конкурс научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики». Продолжается и модернизация программы, лежащей в основе проекта.
— Мы планируем расширить круг задач, выполняемых программой формирования облика вертолёта под заданную транспортную операцию. В частности, планируется автоматизировать вывод объёма данных и увеличить количество переменных для получения более точных характеристик вертолёта, — утверждают авторы проекта.Выполненная работа может привлечь внимание ряда отраслевых компаний. С точки зрения научно-технического задела она может быть полезной для АО «НЦВ Миль и Камов». В реализации проекта могут быть заинтересованы АО «Вертолёты России», Министерство обороны РФ, Министерство промышленности и торговли РФ, АО «Рособоронэкспорт», а также ведущие промышленные компании, осуществляющие деятельность в Арктике.