Генрих Новожилов: от студента МАИ до генерального конструктора

29 октября 2020

В этом году, 27 октября, исполнилось 95 лет со дня рождения легендарного советского и российского авиаконструктора, доктора технических наук, члена Академии наук СССР (с 1992 года — РАН) профессора Генриха Васильевича Новожилова.

Свой путь в авиастроении Генрих Васильевич начал в Московском авиационном институте. Он стал одним из самых знаменитых выпускников МАИ, создателем проектов тяжёлого военно-транспортного самолёта Ил-76, пассажирского широкофюзеляжного самолёта Ил-96, двухмоторного турбовинтового самолёта Ил-114. Вклад Генриха Васильевича в развитие авиации отмечен рядом государственных наград: он был удостоен ордена Ленина и Ленинской премии, дважды получил звание Героя Социалистического труда, стал кавалером орденов «За заслуги перед Отечеством» III, II, а затем и I степени.

Начало пути в МАИ

С детства Генрих Новожилов хотел стать лётчиком, но травма ноги в 1939 году не позволила осуществить мечту. Он был признан непригодным к военной службе, и в 1942 году поступил на подготовительное отделение МАИ, а затем устроился лаборантом на кафедру физики. В автобиографической книге «О себе и самолётах» Новожилов тепло вспоминает о Константине Анатольевиче Путилове, который тогда был заведующем кафедрой.

«Это был человек удивительной интеллигентности, в лучшем значении этого слова, — пишет он. — В годы Великой Отечественной войны Константин Анатольевич организовал на кафедре физики в МАИ творческую группу студентов. Мне довелось принять участие в этой группе. Относился он к нам с большим уважением, приглашал на заседания совета кафедры».
На кафедре юноша проработал почти два года, помогая в реализации проекта водно-реактивного двигателя, которым занимался Путилов. По утверждению Новожилова, эта школа оказалась очень полезной в его жизни.

В 1943-м юноша поступил на самолётостроительный факультет (сейчас — институт № 1 «Авиационная техника»). В своей книге Новожилов отмечает высокое качество подготовки в МАИ, несмотря на все трудности военного времени, и называет университет родным домом.

«Мы действительно много чертили, делали курсовые проекты, учились владеть инструментом, молотком и зубилом, работали на станках, занимались литейными и сварочными работами, — вспоминает Генрих Васильевич. — Представляли мы и серийное производство, пройдя практику на заводе „Знамя труда“, который выпускал самолёты Ил-12. Подготовка в МАИ позволяла выпускнику уверенно работать в авиационной и только зарождавшейся космической промышленностях».
Генрих Новожилов — студент МАИ, 1944 г. Из книги Г. Новожилова «О себе и самолётах Ил»

Практика в ОКБ Ильюшина

В 1948 году, будучи студентом пятого курса, Новожилов был направлен на преддипломную практику, которую маёвцы традиционно совмещают с работой на профильных предприятиях. Его распределили в опытное конструкторское бюро при заводе № 240 Народного комиссариата авиационной промышленности СССР, которым руководил Сергей Владимирович Ильюшин. Тогда ещё нельзя было предположить, что через два с небольшим десятка лет маёвец займёт место генерального конструктора ОКБ.

В рамках дипломной работы Новожилов проектировал самолёт — фронтовой бомбардировщик. За основу был взят Ил-28, прямое крыло которого маёвец заменил на стреловидное.

Ильюшин стал руководителем дипломного проекта Новожилова. Он же должен был оказаться во главе Государственной комиссии при защите диплома. Но случай распорядился иначе, и председателем комиссии стал главный конструктор предприятия Владимир Михайлович Мясищев. Новожилов был расстроен этим фактом, опасаясь чересчур строгого нрава Мясищева. Однако главный конструктор по достоинству оценил работу маёвца: дипломный проект был защищён на «отлично», и в 1949 году, после окончания МАИ, Генрих Васильевич получил распределение в ОКБ Ильюшина, где и проработал всю свою жизнь.

Карьера конструктора

Молодой инженер начал работать в отделе фюзеляжа ОКБ под руководством Валерия Африкановича Борога. В первые годы работы он участвовал в создании пассажирского самолёта Ил-14, катапультируемых кресел штурмовика Ил-40 и реактивного бомбардировщика Ил-46. Набираясь опыта у ведущих специалистов страны, вскоре Новожилов вырос до инженера-конструктора I категории. В этом статусе он работал над околозвуковым бомбардировщиком Ил-54: проектировал задний бомбовый отсек, принимал участие в постройке и лётных испытаниях.

Молодые конструкторы отдела фюзеляжа: Г. Суховеров, В. Попов, А. Шахнович, Г. Новожилов, 1954 г. Из книги Г. Новожилова «О себе и самолётах Ил»

В 1958 году Ильюшин назначил Генриха Васильевича заместителем главного конструктора и поручил ответственную работу по турбовинтовому пассажирскому самолёту Ил-18 и приёмке его в эксплуатацию. А с 1963 года Новожилов нёс ответственность за создание, испытания и запуск в серийное производство нового дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-62. За эту работу впоследствии он получил Ленинскую премию.

В 1964 году Новожилов стал главным конструктором и первым заместителем Сергея Владимировича Ильюшина. Спустя шесть лет Сергей Владимирович ушёл на пенсию, рекомендовав Новожилова в качестве своего преемника. Так в 1970 году распоряжением Совета Министров Генрих Васильевич занял должность генерального конструктора, ответственного руководителя Московского машиностроительного завода «Стрела» (бывшее ОКБ).

Бесценный вклад в авиастроение

Один из самых знаменитых самолётов Генриха Васильевича Новожилова — военно-транспортный Ил-76, впервые поднявшийся в воздух в 1971 году и уже в 1975-м принятый на вооружение ВВС. Это был первый отечественный военно-транспортный самолёт с турбовентиляторным двигателем, использование которого позволило существенно повысить производительность машины. В конструкции был применен ряд новаторских решений, включая мощную механизацию крыла, оригинальное шасси, подходящее для грунтовых аэродромов, и др. Производство самолёта, не имевшего аналогов в мире, было запущено на Ташкентском заводе, всего в свет выпустили 950 машин.

Ил-76 стал основой для множества модификаций: керосинозаправщик Ил-78, самолёт для тренировки космонавтов в невесомости Ил-76К, а также поисково-спасательный, медицинский, пожарный и разведывательный самолёты.

Пассажирский Ил-86 — ещё одно достижение Новожилова. Он был введён в эксплуатацию в 1980 году и стал первым и самым массовым советским пассажирским широкофюзеляжным самолётом. Особый упор в проекте делался на обеспечение высокого уровня надёжности, для чего была разработана методика многократного резервирования с принципами «безопасного повреждения».

Опыт работы над самолётами Ил-76 и Ил-86 получил отражение в проекте широкофюзеляжного дальнемагистрального пассажирского самолёта Ил-96-300 (впервые запущен в 1988 году), рассчитанного на 300 пассажиров и дальность полёта 9000 км. Специальная версия этого самолёта обслуживает сегодня президента Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.

Генрих Новожилов — главный советник гендиректора по науке АО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина», 30 ноября 2016 г. Фото: Михаил Метцель/ТАСС

В 2021 году Объединённая авиастроительная корпорация, куда вошел Авиационный комплекс имени С. В. Ильюшина, планирует начать сертификационные испытания Ил-96-400М — нового современного самолёта, созданного на основе Ил-96-300. Так продолжается сегодня дело Генриха Новожилова, великого конструктора и выдающегося выпускника МАИ, имя которого навсегда останется в истории российской авиации и, конечно же, в памяти всех маёвцев.

«Он всегда был старшим товарищем...»

Фирма Ильюшина всегда тесно сотрудничала с фирмой Сухого. Эта связь легла в основу добрых рабочих и человеческих отношений, которые поддерживали Генрих Васильевич Новожилов и Михаил Асланович Погосян, ныне ректор Московского авиационного института, прошедший трудовой путь от инженера-конструктора Московского машиностроительного завода им. П. О. Сухого до генерального директора ОАО «ОКБ Сухого».

— Историческая связь фирм Сухого и Ильюшина создавала между нами атмосферу взаимного доверия и уважения. Такие отношения Генрих Васильевич поддерживал и с Михаилом Петровичем Симоновым, который с 1983 был генеральным конструктором ОКБ Сухого. Они были коллегами и добрыми друзьями, — вспоминает Михаил Асланович. — Эти добрые отношения помогали нам находить совместные решения многих сложных проблем.

Михаил Асланович подчёркивает, что всегда прислушивался к мнению Генриха Васильевича по самым разным вопросам с учётом его большого опыта и накопленного багажа знаний. Они много беседовали о науке, подготовке кадров, перспективах кафедры 101 «Проектирование и сертификация авиационной техники» и, конечно, направлениях развития авиации.

— Генрих Васильевич Новожилов всегда был для меня старшим товарищем, и до последнего дня он болел за своё дело, был сконцентрирован на перспективах развития авиации, — заключает ректор МАИ.
Главное фото: авиаконструктор Генрих Новожилов, 1982 г. Юрий Иванов/РИА Новости

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2