Созданный в МАИ робот отмечен наградой Национальной научно-технической конференции

23 ноября 2020

Инженер научно-исследовательского отдела и старший преподаватель кафедры 305 «Автоматизированные комплексы систем ориентации и навигации» МАИ Тимофей Хорев стал призёром X Национальной научно-технической конференции. Эксперты присудили ему третье место в секции «Робототехника и искусственный интеллект» за проект «Роботизированная система патрулирования и охраны воздушных судов на аэродромной стоянке».

От колёсной платформы к умному роботу

Тимофей Хорев окончил МАИ по специальности «Приборы и системы ориентации, стабилизации и навигации». Работу над проектом он начал летом 2017 года совместно с коллегами по лаборатории «Испытание инерциальных и интегрированных систем и их чувствительных элементов» кафедры 305 и студентами.

— Запрос на запуск такого проекта поступил от Международного аэропорта «Жуковский» и компании SC-Robotics, — рассказывает Тимофей Хорев. — Ранее на нашей кафедре проводились работы по созданию так называемой одноосной колёсной платформы. Специалистами кафедры был сконструирован двухколёсный робот, стабилизация которого производилась с помощью системы, аналогичной той, которая используется на сигвее. Проект развивался и в дальнейшем стал основой, на которой мы начали разрабатывать программное и аппаратное обеспечение. В настоящее время на кафедре совместно с SC-Robotics собрано три опытных образца нового робота.

Вместе с коллективом лаборатории Тимофей Хорев изменил внешний облик первоначального робота: для обеспечения энергоэффективности и безопасности конструкции её сделали трёхколёсной. При этом дополнительное колесо установили так, чтобы сохранить манёвренность двухколёсной модели.

Робот оснащён системой кругового обзора за счёт нескольких видеокамер, инфракрасная подсветка которых позволяет им работать и в ночное время. Программно-аппаратное обеспечение разработано на базе нейросетевых алгоритмов классификации объектов и позволяет провести идентификацию обнаруженного человека. Робот передаёт информацию на пульт оператора, обозначая подозрительные объекты, и ведёт запись на встроенный накопитель. Чтобы определить координаты робота и задать маршрут, используется комплексная навигационная система.

Новые возможности

Маёвский робот не в первый раз удостаивается наград. Например, в прошлом году проект вошёл в число лучших на конкурсе «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики» в МАИ. Также разработка получила высокую оценку экспертов на Международном авиационно-космическом салоне МАКС-2019. Останавливаться на достигнутом авторы проекта не собираются.

— На следующем этапе мы планируем модернизировать робота, добавив функцию охраны самолёта при его послеполётном осмотре на стоянке, — говорит Тимофей Хорев. — К наземному роботу планируется добавить летающего — квадрокоптер, что позволит производить осмотр самолётов одновременно сверху и снизу и более эффективно выявлять дефекты: мелкие трещины, неровности обшивки и др.

Авторы предполагают, что в дальнейшем роботы смогут взять на себя часть функций службы авиационной безопасности.

— Предполагается использовать роботов как дополнительный инструмент службы безопасности и постепенно повышать их автономность, — поясняет инженер. — Например, вместо нескольких сотрудников службы, которые следят за каждым самолётом, можно будет задействовать лишь одного, который будет следить за роботами. Возможно, постепенно мы придём к полной автономности.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2