Команда Предуниверсария МАИ рассказала о своём IT-проекте «Умный класс»
21 декабря 2020Среди молодёжи авторами инновационных инженерных и IT проектов всё чаще становятся не только студенты, но учащиеся старших классов. Так, на конкурсе «Я — конструктор будущего», который проходил в ноябре в Московском авиационном институте в рамках Всероссийского форума «Научно-техническое развитие и задачи глобального лидерства», в специальной номинации «Лучший инновационный проект» победила команда учеников 9-го класса Предуниверсария МАИ.
Артём Соложенков, Андрей Галахов, Фёдор Докукин и Лидия Сальникова создали систему управления освещением и окнами в рамках концепции автоматизации помещения школы под названием «Умный класс». Их проект призван облегчить образовательный процесс в рамках учебного кабинета. Концепция подразумевает автоматизацию процессов, ежедневно происходящих в ходе обучения (освещение, поддержание комфортного микроклимата, хранение учебных пособий и материалов и тому подобное).
Автор и руководитель проекта — Артём Соложенков. Молодой человек уже несколько лет увлекается робототехникой, что и пробудило в нём более глубокий интерес к инженерии и изобретательству.
«В прошлом году я поступил в Предуниверсарий МАИ, где обучение таким дисциплинам, как робототехника, 3D-моделирование и IT, входит в программу. Там и начались мои серьёзные занятия проектной деятельностью», — комментирует Артём.
IT-решение для комфортного обучения в классе
Первоначальный состав команды сложился больше года назад, совершенно спонтанно. Постепенно ушли те, чьи интересы поменялись, и присоединились те, кто хотел заниматься проектом. В итоге, к концу учебного года сложился нынешний коллектив из ребят, объединённых общим делом.
«Наш директор, Аветис Асатрян, рассказал нам про конкурс «Я — конструктор будущего», и мы решили принять участие. Оценив свежим взглядом наш прошлогодний проект «Канатная дорога на неподвижном тросе», замороженный на время весеннего карантина, мы признали его неконкурентоспособным. Требовалось срочно придумать новую идею», — рассказывает Артём.
Ребята рассказали, что идею текущего проекта они выбрали потому, что это было актуальной для них проблемой, решение которой бы изменило бы весь процесс обучения.
Всю суть проекта можно почерпнуть из его названия — «Умный класс». Школьники создают систему автоматизации школьного класса, которая считывает данные о состоянии окружающей среды (температура, влажность, освещённость и прочее), а затем производит определённые манипуляции (открытие и закрытие окон и жалюзи, изменение яркости и температуры освещения).
«Мы считаем, что, во-первых, это поможет и ученикам, и учителям лучше концентрироваться, а во-вторых, микроклимат и среда класса будут более комфортными, — говорит Артём. — Аналоги, безусловно, есть, хотя этот сегмент рынка мы пока и не изучали серьёзно. Думаю, наша особенность в том, что проект ориентирован именно на школьный класс, а не какое-либо другое помещение. У класса есть свои отличия, которые нужно учитывать при разработке».
В команде все являются универсальными специалистами, однако это не исключает закреплённой за каждым своей зоны ответственности. Так, Артём как лидер команды отвечает за координацию всей работы. Корпус диорамы изготавливали и красили Артём и Андрей, а Лидия и Фёдор отвечали за 3D-модели мебели и корпуса для модулей. Программа была написана совместными усилиями.
«Конкуренция на конкурсе была достаточно жёсткая, все проекты очень сильные, — отмечает Артём. — Участие в нём — отличная возможность для развития. Это способ в очередной раз «отшлифовать» защиту проекта и получить обратную связь. Если говорить более конкретно, то в нашем случае мы не искали конкурс, на который можно выдвинуть проект, а наоборот, создавали проект на конкурс вместо прошлогоднего, посчитав, что с другой темой у нас будет больше шансов».
Площадка для воплощения смелых идей
Поскольку ребята учатся в Предуниверсарии МАИ — федеральной инновационной площадке при университете, которая реализует образовательную программу с углублённым изучением информатики, математики и физики — Московский авиационный институт занимает особое место в жизни каждого из них.
«В настоящий момент я ещё не определился со своей будущей профессией и, соответственно, местом обучения, но МАИ — один из главных кандидатов среди технических вузов», — говорит Артём.
С ним согласна и Лидия. «Для меня МАИ — институт, который организовывает моё обучение в любимой школе. Я пока затрудняюсь с выбором, но МАИ точно в списке вузов, где я хочу учиться», — отмечает девушка. Лидия пришла в проект, так как ей было интересно заниматься подобной деятельностью. Свой первый серьёзный опыт проектной работы она получила, поступив в предуниверсарий, где ребята еженедельно занимаются в Детском технопарке МАИ «Траектория взлёта».
Ещё один участник проекта, Фёдор Докукин, интерес к инженерии и IT-сфере тоже открыл в себе после поступления в Предуниверсарий МАИ. Молодой человек признаётся, что до этого считал себя больше гуманитарием, чем инженером.
«Для меня МАИ — это больше, чем просто вуз или организатор мероприятия. На данный момент МАИ является огромной и потенциальной площадкой для реализации проектов, идей, задумок, которые будут актуальны десятки лет. По окончании школы я планирую поступить в МАИ на направление «Авиастроение». Благодаря этому университету я открыл для себя любовь к самолётам, их полёту, красивым изгибам крыльев и их элеронов», — отмечает будущий маёвец.
Доработка и натурные испытания
В планах команды доработать концепцию проекта, предусмотреть больше вариантов развития событий: направление ветра, лучей солнца, дождей, гроз, и так далее. А затем установить первый прототип в тестовый класс предуниверсария, где будут отрабатываться программные ошибки.
«Есть в планах расширение концепции «умная школа», куда войдут умные двери, а также ряд других разработок, которые призваны максимально оптимизировать класс, в том числе выполнять такие функции, как поливание цветов, стирание с доски и другие», — говорит Фёдор.