Перспективная карьера в авиации: как МАИ готовит целевиков для ПАО «Ил»

1 февраля 2021

О чём больше всего тревожатся родители детей, идущих в выпускные классы? Конечно же, об их будущем. Переживания связаны не только с выбором вуза, но и более дальними перспективами: кем будет работать их сын или дочь, будут ли получать достойную зарплату и смогут ли себя реализовать.

Решение, позволяющее решить все эти вопросы, лежит на поверхности. Речь про целевое обучение.

Ценные кадры для авиации

Так, например, в Московский авиационный институт в 2020 году только от ПАО «Авиационный комплекс имени С.В. Ильюшина» по целевому приёму поступило 20 человек на «Авиастроение», «Баллистика и аэрогидродинамика», «Интегрированные системы ЛА», «Самолёто— и вертолётостроение». Всего же от предприятия в университете обучается 228 человек по 16 специальностям, среди которых «Системы управления летательными аппаратами», «Испытания летательных аппаратов», «Радиотехника», «Двигатели летательных аппаратов» и множество других перспективных и востребованных направлений.

«Уровень подготовки целевиков в МАИ мы оцениваем очень высоко. МАИ всегда славился качеством подготовки студентов, а за последние годы оно выросло ещё больше. Ребята приходят к нам с необходимым уровнем подготовки или даже немного выше того, что требуется от новичка на предприятии. От МАИ мы получаем 20-30 человек в год. Есть отделы, в которых работы маёвцев оценивают выше всех похвал. Нам звонят руководители отделов и говорят, что ребята их невероятно удивляют, берут работу на месяц, а делают её качественно за неделю», — отмечает главный специалист по целевому обучению ПАО «ИЛ» Ксения Ивановна Косарева.

При этом Ксения Ивановна отмечает, что предприятие очень ценит не только качественную подготовку специалистов, но и то, что МАИ регулярно проявляет инициативу по обновлению программ целевого обучения по существующим у предприятия специальностям и направлениям.

Превосходя все ожидания

Программа целевой подготовки на «Ильюшине» действует с 2012 года. Традиционно авиационный комплекс уделяет большое внимание работе с учащимися профильных вузов. С первых дней обучения идёт освоение специальных дисциплин по направлениям предприятия, организуется прохождение практик в ОКБ «Ильюшина», курсовое и дипломное проектирование по актуальным темам.

«В МАИ я хотел поступить с юных лет, другие варианты, в общем-то, и не рассматривались, — рассказывает выпускник целевой программы МАИ-ПАО „Ил“ 2020 года по направлению „Авиастроение“ Илья Мордовский. — Интерес к авиации я начал проявлять начиная с 9-го класса: проектировал в свободное от учёбы время военный самолёт. К концу школы у меня были готовые чертежи, подробное описание проекта и несколько масштабных моделей. О целевой программе в ПАО „Ил“ я узнал в 10-м классе школы, обратился на предприятие и попал в группу целевого набора».

В настоящий момент молодой человек работает инженером в отделе управления изменениями электронно-технической документации. В своей деятельности он больше всего ценит постоянство задач. Ксения Ивановна признаётся, что получила уже не один звонок и от руководителя отдела, и от профсоюза со словами благодарности за такого сотрудника.

«Его целеустремлённость и мотивированность были понятны с самого начала, — рассказывает Ксения Ивановна. — Когда Илья поступал к нам, он был высокобалльником, у него был высокий потенциал старания. Когда он учился в МАИ, то тоже показывал высокий уровень, практически все сессии закрывал на „отлично“, за что получал дополнительную стипендию. Мы предполагали, что от него можно ждать очень хороших результатов, но он уже сейчас превзошёл наши ожидания».

Сам Илья в общении с пресс-службой МАИ скромно отметил, что все его высокие результаты — всего лишь своевременное или досрочное выполнение всех задач и запланированных работ.

«Это привычка, выработанная мной ещё со школьных времён, она помогала учиться и в школе, и в МАИ, и вот теперь помогает в работе в ПАО «Ил», — говорит Илья.

«Плюшки» для студентов

Старательных студентов-целевиков предприятие поддерживает на всех этапах обучения. Так, например, для тех, кто хорошо учится, предусмотрена дополнительная стипендия. Она градируется на три выплаты: для тех, кто закрыл сессию без троек, с одной четвёркой и на «отлично». Последние награждаются именным сертификатом им. Виктора Владимировича Ливанова — известного авиаконструктора и одного из бывших генеральных директоров предприятия. Ребята, показавшие лучшие результаты в процессе обучения, могут впоследствии рассчитывать на более высокую зарплату.

Помимо этого как члены команды ПАО «Ил» ребята имеют право беспрепятственно посещать различные локации территории предприятия, такие как музеи, цеха. Также на территории есть хорошие библиотеки, которые студенты-целевики активно используют при написании своих дипломов.

Одно из опасений абитуриентов, задумывающихся о целевом обучении — договор, в рамках которого они должны будут отработать на предприятии три года. Однако в плане «Ильюшина» тут одни плюсы.

«Когда ребята трудоустраиваются к нам, то подключаются к масштабной программе мотивации молодых специалистов, разработанной в ПАО „Ил“. Например, льготная ипотека, в рамках которой проценты по кредиту выплачивает предприятие, а также бонусный счёт, на который ежемесячно в течение трёх лет предприятие начисляет специальный бонус. Снять накопившуюся сумму можно по окончании трёхлетнего трудового договора. Всем нуждающимся предоставляется бесплатное общежитие и множество других интересных мер социальной поддержки», — отмечает Ксения Ивановна.

Практика и система наставничества

Практика у ребят начинается уже с 1-го курса. На предприятии студенты проходят последовательно ознакомительную, производственную и преддипломную практики в заранее установленный срок.

А вот работать ребята смогут только когда окончат вуз. С 2020 года на «Ильюшине» не предусмотрено трудоустройство с 3-го курса — сейчас ребята могут начать работать только после окончания обучения. Связано это с тем, что в КБ очень большой поток важных проектов, и им требуются специалисты на полную ставку. Предприятие взаимодействует с ведущими производителями компонентов авиационной техники, научно-исследовательскими институтами и крупнейшими авиакомпаниями, выполняет полный комплекс работ, связанных с разработкой, модернизацией, подготовкой и сопровождением производственных образцов авиационной техники, поддержании лётной годности ранее произведённых воздушных судов.

После того, как ребята защитят дипломы, им даётся три месяца на то, чтобы отдохнуть, собраться с силами перед тем, как начать новый этап своей жизни. Летом они получают дипломы, а в сентябре начинают трудоустраиваться, чтобы в октябре-ноябре занять своё рабочее место.

Конечно же, новичка не погружают в работу как в омут с головой. В ПАО «Ил» чрезвычайно высоко развита система наставничества. Более того, такая работа оплачивается, поэтому она строго регламентирована и чётко контролируется.

«Приставленный к ребёнку наставник первым делом должен проанализировать, насколько нужна его помощь. Согласно сделанным выводам он составляет план по продолжительности и объёмам своего наставничества. Всего наставничество может длиться не более 300 часов, в среднем получается примерно три месяца. По итогам результаты наставничества проверяются по процедуре. Составляется акт выполненных работ, где описывается, что новый сотрудник выучил за этот период, как он учился. Опрашивается и сам обучаемый: насколько он доволен своим наставником», — говорит Ксения Ивановна.

Как стать целевиком

В отборе на целевую программу МАИ-ПАО «Ил» важны только результаты ЕГЭ.

«Объём заявок из года в год огромный, поэтому нам есть из кого выбирать и нет смысла дополнять список требований», — говорит Ксения Ивановна.

С какими вопросами чаще всего обращаются на Днях открытых дверей в МАИ к представителям ПАО «Ил»? О чём больше всего тревожатся родители и дети? Чаще всего это вопросы, связанные с проходными баллами, общежитием, процедурой поступления, уровнем заработной платы, перспективами выпускников. Если вы задумались о целевом — приглашаем вас на масштабную выставку предприятий-работодателей России, которую Московский авиационный институт проводит ежегодно.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7