В профессию с первого курса: система целевого обучения МАИ и АО «НЦВ Миль и Камов»

2 февраля 2021

Московский авиационный институт и Национальный центр вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова (АО «НЦВ Миль и Камов») связывают многолетние партнёрские отношения, в том числе в области совместной подготовки инженерно-технических и научных кадров для отрасли.

В 1996 году на площадке НЦВ была открыта учебная база кафедры 102 «Проектирование вертолётов» МАИ, располагавшаяся ранее на территории фирмы «Камов». На учебной базе, где оборудованы пять специализированных аудиторий и компьютерный класс, осуществляется подготовка будущих инженеров-вертолётчиков в рамках квот целевого набора по специальности «Самолёто- и вертолётостроение». В настоящее время здесь учатся 119 студентов-целевиков (с первого по шестой курсы), а с 1996 по 2020 годы преподаватели МАИ и сотрудники НЦВ совместно подготовили три с половиной сотни уникальных высококвалифицированных специалистов.

С лекций на работу

Чтобы познакомить старшеклассников с особенностями и преимуществами целевого обучения, МАИ и НЦВ регулярно проводят дни открытых дверей (ближайший из них состоится уже в эту субботу, 6 февраля). В рамках таких мероприятий школьники могут задать свои вопросы представителям предприятия, узнать об условиях поступления и карьерных перспективах.

— Я была на нескольких днях открытых дверей и в МАИ, и на предприятии, и с каждым разом всё больше утверждалась в своём намерении поступать по целевому направлению, — рассказывает студентка второго курса МАИ Екатерина Дорофеева. — Меня привлекли возможность погрузиться в работу с самого начала обучения, совмещая её с получением теоретических знаний, увидеть процесс производства и на живом примере вникнуть в специфику создания образцов авиационной техники.

С первого курса студенты-целевики, занимающиеся на учебной базе МАИ, проходят распределённую практику в основных структурных подразделениях НЦВ — по два-три месяца в каждом. Их направляют в опытно-конструкторские бюро «Ми» и «Ка», экспериментально-исследовательский комплекс, лётно-испытательный центр, на опытное производство. В каждом подразделении прохождение практики курирует специалист от НЦВ.

Со второго курса появляется возможность трудоустроиться в выбранное подразделение НЦВ на должность техника. Совмещать новые обязанности с учёбой позволяет гибкий график: всего два рабочих дня в неделю.

— За каждым студентом, который пришёл на работу, закрепляется наставник, — продолжает Екатерина. — Он определяет задания, оценивая силы нового сотрудника, и помогает во всём: обучает, указывает на ошибки и разъясняет их. Студенты работают два дня в неделю, а четыре дня учатся. Мне нравится такой формат: я успеваю отдохнуть и от учёбы, и от работы. Для тех, кто заинтересован в работе, стремится к росту, это большой плюс.

В период каникул студенты имеют возможность посвятить работе больше времени по своему желанию. Также для начинающих специалистов предусмотрены дополнительное обучение, участие в корпоративных программах развития, социальный пакет, а со старших курсов можно присоединиться к жилищной программе холдинга «Вертолёты России», куда входит АО «НЦВ Миль и Камов».

Карьерный рост

На пятом-шестом курсе студенты полноценно вовлекаются в производственные процессы НЦВ, а некоторые — получают повышение в должности до инженера-конструктора.

— Я пришёл в НЦВ на должность техника и дорос до инженера 3 категории, — говорит шестикурсник МАИ Николай Гусев. — В будущем планирую стать, как минимум, начальником отдела: здесь не редкость, что молодые перспективные ребята занимают высокие должности. Сейчас в мои задачи входит испытание конструктивных элементов вертолётов: лопастей, несущего и рулевого винтов, фюзеляжа. Уже работал с Ми-38, Ми-28, Ми-171А2, а скоро будет первый отечественный офшорный вертолёт — Ми-171А3.

Лучшие выпускники целевой программы МАИ-НЦВ могут переходить под руководство наставника-эксперта, обладающего уникальными компетенциями, знаниями и опытом. Например, выпускник 2016 года Иван Кузнецов с 2018 года работает под непосредственным руководством главного конструктора вертолётов марки «Ка» Леонида Павловича Ширяева.

— Начинал я в цехе общей сборки, где выступал в роли контролёра материалов и изделий. Здесь состоялось моё первое знакомство с вертолётной техникой, — вспоминает Иван Кузнецов. — Затем я перешёл в дирекцию по сопровождению эксплуатации, где узнал об особенностях использования вертолётов, типах технического обслуживания, получил опыт взаимодействия с эксплуатирующими организациями. В этой дирекции я дорос до начальника группы по сопровождению вертолётов Ка-226, а следующим шагом стал переход на должность технического руководителя по перспективным проектам ОКБ «Ка», которую я занимаю и сейчас.

Многие из сотрудников НЦВ, работающие сегодня на высоких руководящих должностях, проделали похожий путь, начавшийся в МАИ. Среди них заместитель директора опытного производства по подготовке и развитию производственной системы Евгений Александрович Скопцов; директор программы «Перспективные морские вертолёты» Руслан Магомедович Гаджиев; начальник КБ-1 «Планера и его систем» ОКБ «Ка» Андрей Геннадьевич Магдеев; начальник службы эксплуатации вертолётов и двигателей Андрей Евгеньевич Лесных; начальник сборочного производства цеха 6 Дмитрий Александрович Салиходинов; заместитель начальника отдела методологии качества проектирования Наталья Викторовна Никончук; ведущий инженер по лётным испытаниям воздушных судов Николай Владимирович Кильчицкий; бортинженер-испытатель 1 класса Алексей Владимирович Кукушкин.

На 2021 год НЦВ планирует набор по специальности «Самолёто- и вертолётостроение» ещё 25 студентов-целевиков.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7