Как школы управления и сервиса МАИ помогают готовить кадры по проекту CR929
4 февраля 2021Московский авиационный институт делает ставку на комплексную и всестороннюю подготовку своих студентов. Тот же принцип лежит в основе обучения по совместной программе МАИ и Шанхайского университета Цзяо Тун (ШУЦТ), направленной на формирование кадрового резерва для российско-китайского проекта широкофюзеляжного дальнемагистрального самолёта (ШФДМС CR929).
Совместный институт МАИ-ШУЦТ сотрудничает со Школой управления и Школой сервиса МАИ — уникальными образовательными площадками, программы обучения в которых базируются на решении конкретных практических задач: в первом случае — в сфере управления и бизнеса, во втором — в области сервисной модели проекта и эксплуатации изделия. Школа управления МАИ на протяжении четырёх лет выпускает специалистов по управлению программами и проектами, а Школа сервиса второй год готовит кадры в области клиентского сервиса и послепродажного обслуживания авиационной техники.
— Продуктивное сотрудничество Школы управления и Школы сервиса с совместным институтом МАИ-ШУЦТ обусловлено схожестью стратегических задач в области подготовки персонала, — отмечает руководитель студенческой подготовки ШУ и ШС Любовь Федотова. — В первую очередь, это подготовка перспективного кадрового резерва для ключевых программ ведущих промышленных корпораций, таких как ПАО «ОАК», АО «ОДК», АО «Вертолёты России», АО «ОСК», АО «УЗГА», предприятий ГК «Росатом», АО «Роснано», а также проектов центров компетенций МАИ. Программы Школы управления и Школы сервиса для студентов магистратуры МАИ-ШУЦТ — это хорошая возможность погрузиться в процесс работы над проектами крупных корпораций и МАИ, которые, в свою очередь, заинтересованы в привлечении молодых и амбициозных сотрудников.
Действительно, схожие цели — подготовка высококвалифицированных специалистов широкого профиля, развитие hard и soft skills, а также включение студентов в профессиональную среду ещё на этапе обучения — объединяют проект совместного института МАИ-ШУЦТ со школами управления и сервиса. Составить полную картину этой уникальной образовательной коллаборации помогут мнения студентов магистратуры, которые проходят или уже прошли обучение по программам школ МАИ.
Ценность для студентов
По мнению руководства образовательных программ ШУ и ШС, важнейшая их ценность для студентов — это возможность поработать над ключевыми проектами корпораций бок о бок с профессионалами, специалистами-управленцами, а также получить знания от высококвалифицированных экспертов индустрии, среди которых, к примеру, есть люди, принимавшие участие в разработке одного из самых перспективных проектов России — Sukhoi Superjet 100.
С этим нельзя спорить: далеко не каждому студенту выпадает возможность получить профессиональный опыт на таком высоком уровне. Выпускник второго потока магистратуры МАИ-ШУЦТ Алексей Горбачёв подтверждает это, рассказывая о своём обучении в Школе сервиса:
— Помимо обычных студентов в группах были представители производственных единиц, начальники отделов, директора и конструкторы. Общение с такими высококвалифицированными специалистами не только даёт возможность перенять их опыт, но и открывает карьерные перспективы.
Во время обучения у студентов есть все возможности проявить себя перед сотрудниками корпораций, экспертами индустрии, руководителями центров компетенций МАИ, создателями Школы управления и Школы сервиса. Обычная практика для ШУ и ШС — приглашение студентов на стажировку или на работу в компании, которые являются партнёрами программ, а также в центры компетенций МАИ.
— Ценность программ заключается в реальной возможности для студентов поработать со своими будущими коллегами и руководителями проектов, — отмечает, развивая тему, Любовь Федотова. — Например, работа по ШФДМС вместе с руководителем и командой проекта, работа над проектами «Двигатель для ШФДМС», «Авиационный двигатель ПД-35» в кооперации с командой проекта. Кроме того, важен опыт межкорпоративного общения. Так, например, для студентов-двигателистов будет интересно взаимодействие с сотрудниками компаний-заказчиков, для которых они в будущем станут поставщиками. Школа управления и Школа сервиса дают шанс увидеть целостную картину происходящего в индустрии.
Алексей Горбачёв дополняет эти слова на основе своего опыта:
— Школа сервиса дала мне, как инженеру, широкое представление не только о конструировании двигателей, но и о выводе продукта в продажу и эксплуатацию. Я узнал о такой задаче, как обеспечение лётной годности на протяжении всего жизненного цикла двигателя. Для меня было необычно то, что эта задача требует такого пристального внимания специалистов — поразили, в первую очередь, масштабы этой системы. Необходимо думать о проработке новых бизнес-моделей для новых двигателей: ты должен просчитать, какие контракты могут привлечь клиентов, на какие суда этот двигатель пойдёт, как избежать подводных камней. Самый важный навык для решения подобных задач — креативное мышление. ШС учит смотреть на картину сверху. Ты не только работаешь над созданием двигателя, но и обеспечиваешь его вывод на рынок.
Чтобы попасть на программы Школы управления и Школы сервиса, необходимо пройти серьёзный отбор, начиная с формирования CV и выбора проекта на цифровой платформе, выполнения задания по проекту, заканчивая собеседованием с представителями ШУ и ШС, а также кураторами проектов. Многие студенты совместной магистратуры справляются с этой задачей и получают уникальную возможность обучиться по программам ШУ и ШС.
Студент третьего потока магистратуры Алексей Плешаков начал обучение в Школе управления в этом году:
— Программа даёт множество направлений для саморазвития: материалы, которые нам преподают российские и иностранные спикеры, мастер-классы участников прошлых программ, работа в команде с квалифицированными управленцами и специалистами — всё это очень помогает в обучении и самосовершенствовании. С начала курса я стал лучше понимать технологии управления — Stage-gate, Agile, Lean — и сценарии их применения. Все теоретические знания прикладываются к практическим задачам, которые непосредственно связаны с актуальными проблемами индустрии.
Решение реальных задач
Проектная деятельность — центральное звено образовательных программ в Школе управления и Школе сервиса. Все студенты, прошедшие программы ШУ или ШС, отмечают важность работы над реальными задачами.
Вот лишь один из примеров от выпускника Школы управления и магистратуры МАИ-ШУЦТ Кирилла Ерикова:
— Проекты ШУ, безусловно, связаны с реальными задачами. Мы работали с двумя проектами ОДК — ВК-1600В и ВК-650В — это двигатели для разных типов воздушных судов и разных условий эксплуатации. В данный момент эти проекты являются действующими. В ближайшее время будет испытан двигатель-демонстратор, по результатам теста которого можно будет сделать вывод, успешна ли его конструкция и верны ли решения, которые были приняты в ходе работы по проекту.
Новый двигатель ВК-650В уже собран в демонстрационном варианте и установлен на испытательный стенд. К 2023 году планируется сертифицировать агрегат, а к 2024 — запустить его серийное производство.
Леонид Попов, проходящий обучение в Школе сервиса в данный момент, рассказал о своём опыте:
— Наша группа занимается проектом российского газотурбинного двигателя, который будет использоваться на вертолёте Ми-38 и его модификациях. На первом модуле мы изучали внутренний и внешний рынок. Ключевыми приобретёнными компетенциями для меня уже сейчас являются умение найти проблему и задачу, определить решение, оформить ход мысли в процессе решения задачи, ориентируясь на возможные перспективы, презентовать результаты работы группы.
Выпускники ШУ и ШС, магистранты МАИ-ШУЦТ, уже работающие на производстве и в инженерных центрах, уверенно говорят о том, что знания, приобретённые в Школе управления и Школе сервиса, успешно применяются ими на профессиональном поприще: это знания в области управления жизненным циклом, сервиса, бюджетирования и навыки управления проектами.
Компетенции и перспективы
Любовь Федотова поделилась своим мнением по поводу компетенций, необходимых специалисту для успешного трудоустройства и карьерного роста:
— Конечно, очень важен высокий уровень инженерных компетенций. Если говорить о soft skills, то важно уметь работать в команде и создавать эту команду вокруг себя, иметь хорошие коммуникативные навыки, чётко поставленную компетенцию самоорганизации, развитую управленческую компетенцию, иметь навыки ведения переговоров, уметь формировать и презентовать общую позицию команды. Также важно уметь работать с информацией, превращая её в аналитический материал.
Все возможности получить эти навыки и развить уже приобретённые компетенции есть, безусловно, в Школе управления и Школе сервиса МАИ. Доказательством служит успешная деятельность выпускников этих программ.
Окончив ШУ или ШС, студенты могут вести свою деятельность в области управления проектами как в центрах компетенций МАИ, так и в корпорациях, где они будут трудоустроены, — по окончанию программы выпускникам выдаётся диплом о профессиональной переподготовке.
Стоит отметить, что работодатели обращают внимание на ребят, которые закончили и Шанхайскую магистратуру, и Школу управления или сервиса МАИ. Многопрофильные специалисты, обладающие компетенциями в сфере управления жизненным циклом изделия, в сфере послепродажного обслуживания, уверенно владеющие академическими знаниями, востребованы и необходимы в кадровом резерве крупных отечественных корпораций.