90 лет со дня рождения выдающегося создателя вертолётов, выпускника МАИ Марата Тищенко

18 февраля 2021
90 лет со дня рождения выдающегося создателя вертолётов, выпускника МАИ Марата Тищенко

18 февраля исполнилось 90 лет со дня рождения одного из прославивших Московский авиационный институт выпускников — Марата Николаевича Тищенко, выдающегося советского и российского конструктора вертолётов, известного учёного в области аэродинамики и проектирования винтокрылых летательных аппаратов, академика РАН, главного и генерального конструктора Московского вертолётного завода им. М. Л. Миля, который в настоящее время вошёл в структуру Национального центра вертолётостроения имени М. Л. Миля и Н. И. Камова.

Связь с авиацией, которая стала смыслом жизни Марата Николаевича, началась ещё в школе. Тогда он увлёкся авиамоделизмом, начал собирать различные модели самолётов и вертолётов, посещал Центральную станцию юных техников. Как и любые дела, за которые брался Тищенко, увлечение переросло в личные победы и достижения. Так, уже будучи студентом МАИ, он продолжил занятия в кружке авиамоделизма и стал рекордсменом мира по авиамодельному спорту в классе моделей вертолётов.

«Увлекался моделизмом, построил модель, которая установила мировой рекорд продолжительности полёта для модели вертолёта с механическим двигателем, впервые утверждённый FAI (Международная федерация аэронавтики) в 1954 году. Это меня затянуло в вертолёты. Через 50 лет после этого, в 2004 году, в период преподавания в университете штата Мэриленд (США), я построил такую же модель вертолёта, но с радиоуправлением, и все удивлялись этому. В этот же кружок авиамоделизма в МАИ ходила студентка факультета вооружения Валентина Корнеенкова, с которой мы познакомились и вместе уже с 1957 года», — вспоминал Марат Николаевич.

Учёба в МАИ и начало карьеры

В МАИ Марат Николаевич поступил в 1950 году, а спустя всего три года стал студентом новой, организованной в институте, кафедры вертолётостроения. Годы в университете пролетели незаметно, ведь Тищенко полностью отдавал себя учебному процессу.

«В МАИ поступали люди, мечтавшие о самолётах и ракетах. Марат был, наверное, единственным, кто пришёл в институт убеждённым вертолётчиком, кто изначально решил посвятить свои способности делу вертолётостроения. К началу учёбы он уже много знал о вертолётах, принципах полёта винтокрылой машины, её истории, конструкции, аэродинамике. <...> Буквально сразу сокурсники признали его лидером, авторитетом. Он стал Сталинским стипендиатом», — вспоминал одногруппник Тищенко, автор альманаха «Мир вертолёта» Юрий Эзекейлевич Савинский.

В 1956 году, окончив МАИ с отличием, Тищенко начал свою трудовую деятельность в должности инженера бригады аэродинамики в вертолётостроительном опытно-конструкторском бюро, которым руководил Михаил Леонтьевич Миль. Три года спустя Марата Николаевича назначили начальником бригады аэродинамики. В это время проходили лётные испытания вертолёта Ми-6, в ходе которых были выявлены значительные расхождения лётно-технических характеристик вертолёта с имеющимися расчётными данными. Для решения этой проблемы Тищенко разработал новый метод и программу расчёта на ЭВМ аэродинамических характеристик несущего винта вертолёта. Многие алгоритмы этой программы до настоящего времени используются в практической работе конструкторского бюро имени М.Л.Миля.

Незаурядные способности

В 1963 году Тищенко был назначен начальником отдела перспективного проектирования ОКБ и участвовал в разработке компоновок, эскизных и рабочих проектов вертолётов Ми-10, Ми-2, Ми-7, Ми-8, В-12, Ми-14, Ми-24. В этом же году его назначили заместителем главного конструктора по вертолёту В-12. Первый полёт оказался неудачным, после чего вертолёт был доработан и успешно прошёл весь комплекс лётных испытаний. В 1971 году вертолёт В-12 был показан на Парижском авиационном салоне, а создатели вертолёта получили приз имени И.И. Сикорского «За выдающиеся достижения в области проектирования вертолётов».

«Михаил Леонтьевич Миль быстро разглядел в Марате Николаевиче Тищенко незаурядные способности и вскоре после его поступления в ОКБ назначил своим заместителем. Одним из главных качеств Марата Николаевича, наряду с творческими способностями и полной самоотдачей делу, являлась безусловная порядочность», — писал Савинский.

70-е и 80-е годы в истории Московского вертолётного завода им. Миля по праву называются «эпохой Тищенко». В 1970 году, после смерти Михаила Леонтьевича Миля, Марат Николаевич был назначен главным конструктором и руководителем конструкторского бюро. Среди основных его работ этого периода следует отметить разработку основных модификаций вертолёта Ми-24 (Ми-24А, Ми-24Д, Ми-24В, пушечный вариант Ми-24П, вариант для разведки Ми-24К, вариант для химической и радиационной разведки Ми-24Р), доводку и завершение лётных испытаний противолодочного вертолёта-амфибии Ми-14.

Много времени и внимания Тищенко уделял созданию вертолёта Ми-26, который до настоящего времени является самым большим вертолётом в мире по грузоподъёмности. За создание этого уникального по своим транспортным возможностям вертолёта и реализацию заложенных в него принципиально новых проектно-конструкторских и технологических решений Марат Николаевич был удостоен звания Героя Социалистического Труда.

Марат Николаевич Тищенко: 1957, 1970, 1982 годы

Миссия: быть человеком

Марат Николаевич Тищенко был непосредственным участником и одним из руководителей ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы. Особую роль в операции сыграли вертолёты «Ми». Сбрасывание с вертолётов в реактор специальных материалов позволило остановить ядерную реакцию. В рекордные сроки вертолёты Ми-26 были переоборудованы для обработки поверхности земли составом, препятствующим распространению радиоактивной пыли. Помимо Ми-26, для дезактивации зараженных районов работали вертолёты Ми-8 и Ми-24. Кроме того, специальные вертолёты Ми-24 вели контроль радиоактивного заражения местности.

«Порядочность — это высшее качество человека. Он может быть некоммуникабельным, неинтеллигентным, он может быть недобрым даже, но если он порядочен, то это уже очень много. <...> Что должен генеральный конструктор знать, делать, уметь? Генеральный конструктор должен быть инициатором многих творческих начал в его коллективе. Это одна из важнейших задач! Генеральный конструктор должен уметь преодолеть себя и не навязывать свои личные решения коллективу как оптимальные. Генеральный конструктор должен обладать даром предвидения, без этого очень трудно наметить правильную перспективу», — говорил Марат Николаевич Тищенко.

Изобретатель, учёный, руководитель

В 1981 году Тищенко был назначен генеральным конструктором ОКБ имени М.Л.Миля. Под его руководством были разработаны проекты аппарата с поворотными винтами Ми-30, сверхтяжёлого трёхвинтового вертолёта Ми-32, грузоподъемностью 50 тонн, начата разработка проекта транспортного вертолёта Ми-38. В первой половине 80-х годов начались работы по вертолёту Ми-34, который предназначался для аэроклубов и спортсменов-вертолётчиков. Под руководством Тищенко были разработаны системы снижения инфракрасного излучения двигателей ТВ2-117, защиты топливных баков от взрыва, усиленного вооружения и ряд других усовершенствований вертолётов семейства Ми-8, Ми-24 и Ми-17.

Ещё с 1972 года Тищенко начал проработку концепции боевого вертолёта нового поколения — «летающего танка» для поддержания пехоты на поле боя. В 1978 году она была реализована в вертолёте Ми-28, который по мощи вооружения и бронированию не имеет себе равных.

В 1982 году Марат Николаевич защитил диссертацию на соискание учёной степени доктора технических наук, посвящённую методологии создания транспортных вертолётов большой грузоподъёмности, а позднее был избран членом-корреспондентом и действительным членом Академии наук СССР.

С 1977 года Марат Николаевич начал работать по совместительству на кафедре вертолётостроения МАИ, а также руководил филиалом кафедры на МВЗ им. М. Л. Миля. С 1985 по 1987 год руководил по совместительству кафедрой «Проектирование вертолётов» МАИ.

В 1992 году Тищенко ушёл в отставку с поста генерального конструктора, перейдя на должность консультанта, а в 2007 году перешёл на постоянную работу в МАИ в должности профессора. Он стал автором нового курса лекций «Проектирование вертолётов», который читал для студентов вертолётостроительной специализации, руководил дипломниками, разработал и внедрил в учебный процесс программу по выбору параметров вертолёта одновинтовой схемы, написал учебно-методическое пособие по практической работе с этой программой. В 1999-2000 годах Тищенко по приглашению Мэрилендского университета (США) руководил дипломным проектированием американских студентов по вертолётной тематике.

После чтения лекции, май 1997 года. Работа Марата Николаевича Тищенко в МАИ на кафедре «Проектирование вертолётов»

Марат Николаевич поддерживал и развивал научно-практическую конструкторскую школу Миля, а также подготовил целую плеяду квалифицированных и талантливых специалистов. С 1995 по 2003 годы Тищенко руководил проектированием лёгкого многоцелевого вертолёта Ми-60 МАИ, который разрабатывался совместно МАИ и МВЗ им. М.Л.Миля при участии крупнейшего отечественного вертолётостроительного предприятия АО «Роствертол». Проект вертолёта был удостоен золотой медали на Всемирном салоне изобретений «Brussel Eureka 97» (Бельгия, Брюссель, ноябрь 1997 года) и серебряной медали на Международном салоне изобретений «Arkhimed-98» (Кипр, июнь 1998 года). Полноразмерный технический макет вертолёта Ми-60 МАИ, выполненный с использованием компьютерных технологий, был представлен на Международном авиакосмическом салоне «МАКС-2001» (г. Жуковский, август 2001 года).

В 1993 году по инициативе и непосредственном участии Тищенко было создано Российское вертолётное общество, президентом которого он был избран. За прошедший период обществом были проведены 12 Международных научных форума по проблемам вертолётостроения.

Марат Николаевич Тищенко на Девятом форуме Российского вертолётного общества

«Тищенко выполнил глубокие исследования в области аэродинамики несущего винта, существенно обогатил и уточнил картину вихревой пелены, разработал новые методы расчёта характеристик лопасти, исследовал соотношения веса и прочности вертолётных конструкций. Вертолёты, созданные под его руководством, в частности, гигант Ми-26, подтвердили его статус генерального конструктора. Многолетнее руководство большим производственным хозяйством подтвердило статус ответственного руководителя», — отмечал в своих воспоминаниях о Марате Николаевиче Юрий Эзекейлевич Савинский.

За выдающийся вклад в развитие отечественной авиационной науки, техники и промышленности Марат Николаевич Тищенко удостоен Звезды Героя Социалистического труда, Ленинской премии, двух Орденов Ленина и многих других почётных званий и наград. В 1995 году удостоился высшей награды Американского вертолётного общества (AHS) — приза имени доктора Александра Клемина «За выдающиеся достижения в прогрессе винтокрылой авиации», в 2008 году — Российской независимой премии «Триумф» в номинации «Механика и технические науки».

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2