Круче Гарварда: выпускник МАИ из Болгарии рассказал, почему его хантят лучше

24 февраля 2021
Круче Гарварда: выпускник МАИ из Болгарии рассказал, почему его хантят лучше

Иностранный выпускник института № 1 «Авиационная техника» Московского авиационного института из Болгарии Недислав Веселинов ведёт активную научно-исследовательскую и общественную деятельность в своей родной стране. Молодой человек уверен: несмотря на то, что в МАИ он пришёл, уже имея диплом о высшем образовании, своей успешной стремительной карьерой, профессиональным развитием и огромными возможностями для деятельности он обязан именно российскому авиационному вузу.

Недислав рассказал пресс-службе, как МАИ помог ему сформировать личную профессиональную траекторию и почему работодатели Болгарии отдают предпочтение маёвцам, а не выпускникам Гарварда или Оксфорда.

Почему вы решили посвятить себя науке и космосу?

Потому что наука и космос окружали меня с самого детства. Во-первых, мой папа был физиком и развивал космическую программу Болгарии, часто ездил в СССР и Россию, работал в Объединённом институте ядерных исследований в Дубне. Во-вторых, некоторое время у нас в доме жил первый болгарский космонавт Георгий Иванов, часто заходили в гости и другие космонавты и лётчики, общение с которыми наложило большой отпечаток. И в-третьих, так сложилось, что в детстве мне как члену космической семьи чаще всего дарили игрушки, связанные с космосом и авиацией. Эта традиция также сыграла не последнюю роль в формировании моих интересов.

Почему вы решили учиться в России, как выбрали МАИ?

Ещё школьником я впервые оказался в России, и сразу же полюбил вашу страну. Тогда же я узнал о большой роли университета в авиационном и ракетно-космическом развитии России.

Когда я решил поступать в МАИ, я уже являлся выпускником факультета физики Софийского университета. С желанием изучать самолёто- и вертолётостроение в России я обратился к атташе в Посольство России в Софии. По схожей случайности он оказался выпускником МАИ.

Проблема была в том, что выбранное мной направление не входило в регистр предлагаемых для болгарских абитуриентов направлений. Я не знаю как, но атташе смог-таки мне помочь, и в итоге Российский культурно-информационный центр открыл специально для абитуриента из Болгарии единственное место на эту специальность в рамках плана набора на тот учебный год. Спустя несколько лет, я узнал, что болгарским абитуриентам разрешили подавать на вертолётостроение, ровно так же, как и на прочие специальности.

Что вас впечатлило больше всего в МАИ?

Ангар института № 1 «Авиационная техника». Я очень любил проводить там своё свободное время, рядом с самолётами, общаясь с конструкторами и технологами в их цехах.

Неизгладимое впечатление на меня произвели люди, работающие в МАИ. Так, например, мне посчастливилось пообщаться с Вадимом Юрьевичем Деминым, главным конструктором ОСКБЭС МАИ. В своё время он участвовал в испытаниях полярного дирижабля Au-30 Жана-Луи Этьена. Чрезвычайно увлекательными были лекции Георгия Иосифовича Житомирского по конструкции самолётов. После занятий мы спорили со студентами, кто проводит его домой. Он был пилотом во Вторую мировую войну, участвовал в «Кёнигсбергской операции», и очень интересно об этом рассказывал.

Каковы, на ваш взгляд, преимущества образования в МАИ?

МАИ готовит уникальные кадры. По всему миру диплом вуза воспринимается с большим уважением. Стоит мне на международных научных конференциях заявить о том, что я учился в России, в МАИ, как зарубежные учёные сразу начинают выказывать особый интерес к моим исследованиям.

Бесценно практическое техническое обучение, которое я получил тут. В нашей маленькой стране я словно маленькая звезда на фоне остальных специалистов. Мало кто после окончания вуза умеет самостоятельно проектировать и строить сложные инженерные конструкции.

В конструкторские и исследовательские компании часто приходят выпускники из Оксфорда и Гарварда, но у работодателей к ним нет такого уважения, как к маёвцам. Это связано с тем, что даже во многих топовых вузах мира отношение вуза «платникам» сугубо потребительское. В МАИ я учился в русской группе, и требования ко мне были такими же, как к российским студентам.

Как развивалась ваша карьера после окончания МАИ?

Должен отметить, что изначально я планировал остаться работать в России. Но, к сожалению, пока я учился в Москве, скончался мой отец, и я решил вернуться домой, чтобы поддержать маму.

Мне повезло, моя карьера в Болгарии началась, пока я ещё был в России. Как я уже обмолвился, наша семья вращалась в обществе инженеров и физиков, и меня многие там хорошо знали. Информация о моём скором возвращении дошла до руководства компании Metal Technology Group, у которой три завода в Болгарии. Они сразу же предложили мне работу директора по инновационным технологиям. Я был безумно рад этой возможности, проработал у них полтора года, после чего ушёл в компанию по производству датчиков для машин, кораблей, самолётов, космических аппаратов. Я руководил техническими проектами по проектированию новых авиационных датчиков для регулирования давления и температуры в баках самолётов.

Недавно о вашей научной статье написали в журнале Popular Mechanics, благодаря чему о вашем исследовании узнали во всём мире. Расскажите, чему посвящена ваша научная работа?

Суть в том, что мы с командой хотим спроектировать самолёт, который может летать на Юпитер. Все знают, как выглядит самолёт на земле, но нет представлений о том, как будет выглядеть внеземной. Мы решили начать с проектирования двигателя, в котором вместо топливной камеры будет ядерный реактор. Ценность статьи заключается в том, что мы рассчитали тяги двигателя на разных высотах и определили, где самолёт сможет стабильно летать. В итоге мы выбрали вариант полёта на высоте до 58 км, где температура в тепловой камере равна 600 К, а масса составляет 1000 кг.

Какие ещё научные проекты вы ведёте? Поддерживает ли вас российская сторона?

Я очень активно работаю с Российским культурно-информационным центром и Посольством России в Софии. В настоящее при поддержке Россотрудничества я реализую проект мобильного планетария. Планетарий имеет высоту 5 метров и рассчитан на 15 человек, что вполне достаточно для небольшого города вроде Софии.

Этим проектом также заинтересовалась крупная-грузоперевозчик в Болгарии. Она предоставила нам свой цех для строительства планетария. Там мы провели испытание на прочность конструкции, изготовленной из стекла с эпоксидной смолой. Она состоит из купола и цилиндрической части, собираемой из матриц — сегментов планетария, что позволяет собрать его в любом месте.

Ещё один проект, который я осуществляю при поддержке Россотрудничества — это первый, созданный в Болгарии, авиасимулятор под названием «Фотоника». Я спроектировал, собрал кабину с авионикой и панелью управления своими руками. Авиасимулятор привлекает очень много людей. До пандемии тысячи людей приходили поучиться пилотированию или просто развлечься.

Кроме того, при содействии Российского культурно-информационного центра в Софии мы ежегодно проводим широко известный в Болгарии авиационно-космический форум, в рамках которого организуются различные мероприятия, например, наш форум был ключевым партнёром со стороны Болгарии в молодёжном научно-техническом форуме «От винта!» весной 2018 года. Всего в наших мероприятиях уже поучаствовали около 4 тысяч человек.

Я также участвую в организации научно-технического форума «Дни космоса и авиации», который уже несколько лет проводится в РКИЦ в Софии. В декабре 2019 года наш форум посетили российские космонавты Сергей Залетин, Александр Лазуткин и первый болгарский космонавт Георгий Иванов. В рамках форума мы проводим крупнейшую в Болгарии авиационно-космическую выставку, на которую к нам приезжали крупные компании вроде Luftgansa, а также воркшопы с физическими экспериментами.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2