Во Вселенную — первыми

16 марта 2021
Во Вселенную — первыми

Аэрокосмический институт Московского авиационного института (национального исследовательского университета), созданный на базе одноимённого факультета МАИ, более полувека вносит свой вклад в лидерство России в области космоса.

В деле освоения космического пространства Россия продолжает оставаться одним из признанных общемировых лидеров. Именно в нашей стране впервые в мире был запущен искусственный спутник Земли 4 октября 1957 года, а 60 лет назад, 12 апреля 1961 года, в космос впервые полетел человек. Первым космонавтом России, тогдашнего СССР и мира стал лётчик-истребитель, старший лейтенант Юрий Гагарин. Он открыл космическую эру в отечественной и мировой истории. Юрий Алексеевич предрёк создание нового факультета: в годовщину своего полёта он посетил МАИ и оставил письмо-послание маёвцам, в котором высоко оценил достижения студентов и сотрудников и отметил, что развитие космонавтики требует подготовки большого числа инженеров. Письмо Юрия Гагарина маевцам хранится в музее университета.

К решению задачи подготовки кадров для космической индустрии были подключены многие учебные заведения авиационного профиля, и в их числе МАИ занял особо значимое место. В 1968 году в вузе был открыт Аэрокосмический (6-й) факультет, который в 2018 году был реорганизован в Аэрокосмический институт. Среди гражданских вузов именно МАИ выпустил больше всего лётчиков-космонавтов — 23, а 40 лет назад создал и отправил на орбиту Земли самый первый студенческий спутник.

В настоящее время Аэрокосмический институт МАИ — крупный учебный и научный центр, ведущий подготовку высококвалифицированных инженеров и инженеров-менеджеров для работы в государственных, акционерных и коммерческих организациях аэрокосмической направленности. О славном прошлом знаменитого института и о его современных достижениях рассказала директор института Ольга Тушавина.

Ольга Валериановна, кого можно назвать из знаменитых инженеров и учёных в аэрокосмической области, окончивших ваш институт?

Среди выпускников кафедр института — руководители, генеральные директора и генеральные конструкторы различных организаций, предприятий и учреждений. В их числе А. А. Медведев (ГКНПЦ им. М. В. Хруничева), К. М. Пичхадзе (НПО им. С. А. Лавочкина), В. В. Алавердов (предприятие «Агат»); И. А. Соколовский (МКБ «Вымпел»), И. С. Селезнев («МКБ «Радуга»); Л. А. Мельников (НПП «Вега-М») — и многие другие. Высшее техническое образование на кафедрах института получили лётчики-космонавты, летавшие в космос в разные годы: В. В. Кубасов, В. И. Севастьянов, А. И. Иванченков, В. В. Лебедев, П. В. Виноградов, А. Ф. Полещук, А. И. Лазуткин, Ю. В. Усачёв, М. А. Тюрин, Ф. Н. Юрчихин, Н. М. Бударин, Е. О. Серова.

Имена наших выпускников хорошо известны на космодроме «Восточный». В интересах космодрома мы уже подготовили несколько выпусков специалистов, в том числе и для первого пуска.

По каким специальностям велась подготовка ранее и ведётся в настоящее время?

Аэрокосмический институт МАИ готовит инженеров по всему жизненному циклу ракетно-космической техники для предприятий и организаций ракетно-космической отрасли и других высокотехнологических отраслей экономики России. Высшее образование инженера в аэрокосмической области, помимо специальных предметов, включает глубокое изучение таких дисциплин как информатика, экология, системный анализ, мониторинг и управление, связь и навигация. В качестве приоритетных направлений подготовки определены: системы цифровой трансформации процессов проектирования, производства и эксплуатации аэрокосмической техники; компьютерное моделирование в проектировании космических систем и беспилотных ЛА; медико-технические и жизнеобеспечивающие системы ракетнокосмических компонентов; экспериментальная отработка и эксплуатация аэрокосмической техники.

У ваших соратников, т.е. в Самарском национальном исследовательском университете имени академика С. П. Королёва, который был основан в 1942 году как Куйбышевский авиационный институт и до недавнего времени носил название Самарский государственный аэрокосмический университет, существует практика привлечения студентов к созданию космических летательных аппаратов. Существует ли аналогичная практика в вашем институте?

Студентами факультета № 6 были разработаны и собраны первые в мире студенческие спутники Земли «Радио-2», «Искра-2» и «Искра-3» которые успешно работали в космосе в 1978 и 1982 годах. Работы по созданию и выведению малогабаритных спутников и наноспутников, разработанных в СКБ, ведутся и в настоящее время.

Научно-исследовательская деятельность студентов лежит в основе нашего подхода к организации обучения. В нашем институте студенты получают опыт работы над перспективными проектами в рамках научно-исследовательских работ с ведущими предприятиями ГК «Роскосмос»: РКК «Энергия», НПО им. Лавочкина и другими.

В 2017 году в составе «Канопуса» на орбиту был запущен маёвский аппарат, сделанный в СКБ «Искра», — в том самом конструкторском бюро, которое ещё в 1978 году создало и благополучно запустило первый в мире студенческий спутник.

Наши сотрудники и студенты принимают участие в различных международных космических программах, например в проведении экспериментов на Международной космической станции.

Существует ли какая-либо особенность в современной системе подготовки кадров в вашем институте?

Мы постоянно модернизируем направления подготовки и актуализируем содержания образовательных программ. Основные тематики, на который делаем акцент, — малые космические аппараты, платформенные технологии, гибкая полезная нагрузка, многоспутниковые космические системы, многоразовые технологии средств выведения, управление жизненным циклом изделий, цифровое производство и проектирование ракетно-космической техники, бионический дизайн, композиционные материалы, аддитивные технологии, проектирование под заданную стоимость. Здесь важно сформировать новые подходы и методы проектной и конструкторско-технологической подготовки. Это позволит выпускать специалистов, которые будут высоко востребованы российской отраслью. В дальнейшем они смогут пополнить состав преподавателей, учёных МАИ и будут передавать знания новым поколениям. Для реализации второй части нашей стратегии, касающейся проведения передовых научных исследований и ОКРов и выведение их на рынки, Аэрокосмический институт будет опираться на актуальные разработки наших партнёров — промышленные предприятия. Перед ракетно-космической промышленностью Правительством и Президентом поставлены большие и амбициозные задачи, и они, конечно, будут реализованы при полноценном участии МАИ.

Стоит отметить, что маёвцы ежегодно становятся победителями Национального межвузовского чемпионата «Молодые профессионалы» по стандартам WorldSkills в профильной компетенции «Инженерия космических систем». Это подтверждает, что именно в Московском авиационном институте налажена одна из самых лучших в стране систем подготовки по этому высокотехнологичному направлению. О высоком качестве и востребованности образования в МАИ свидетельствует и то, что средний результат ЕГЭ наших абитуриентов за последние пять лет вырос более чем на 14 баллов.

Какие новые программы появились в последние годы?

В 2019 году введены три новые образовательные программы, связанные с цифровым производством, проектированием и композитами. Кроме того, в этом же году в Аэрокосмическом институте появились две программы магистратуры на английском языке для иностранных студентов. Ещё одним нововведением становится внедрение индивидуальных образовательных траекторий, а также дополнительные возможности получения управленческой и лингвистической подготовки в рамках образовательных программ.

В начале 2020 года были запущены новые модульные программы переподготовки кадров для предприятий Госкорпорации «Роскосмос», а осенью состоялся первый выпуск группы слушателей из АО «ЦНИИмаш». С сентября этого года в сотрудничестве с Центром подготовки космонавтов им. Ю. А. Гагарина (ЦПК) вводится новая программа магистратуры.

Также в этом учебном году в аспирантуру МАИ были зачислены шесть космонавтов-испытателей и три сотрудника ЦПК. Фактически речь идёт о целевой подготовке кадров высшей квалификации для Госкорпорации «Роскосмос».

Можно ли привести примеры международного сотрудничества?

Институт сотрудничает с российскими научными и высшими учебными заведениями, научными и учебными центрами Китая, США, Германии, Франции, Малайзии, Бразилии и других стран. Сегодня наши студенты стажируются в Мюнхенском техническом университете, Туринском политехническом университете, Университете Хиндустана (Индия) и других. Совместно с Шанхайским университетом Цзяо Тун и Нанкинским университетом аэронавтики и астронавтики (Китай) мы реализуем совместную образовательную программу двойных дипломов.

В рамках научных программ, проводимых Роскосмосом, институт сотрудничает в работе над космическими исследованиями с крупнейшими зарубежными космическими агентствами — Европейским космическим агентством и Национальным агентством по аэронавтике и исcледованию космического пространства США.

Каковы планы деятельности института на ближайший период?

Серьёзные планы связываем с производством и разработкой малых космических аппаратов массой до 100 кг, спутниковых платформ класса Cube Sat от 3 до 6 юнитов. Наш институт планирует занимать лидирующие позиции в области прочностных и тепловых расчётов в рамках коммерческих запусков. В ближайшей перспективе планируется создание Центра проектирования и производства малых космических аппаратов.

Ольга Валериановна, в завершение беседы хотим попросить вас поздравить наших читателей с Днём космонавтики. Что вы можете пожелать им в канун этого замечательного праздника?

Я хочу всем пожелать успехов в деле создания перспективной ракетно-космической и другой современной техники, высоких полётов в жизни и постоянного покорения всё новых и новых просторов таинственного космоса! В свою очередь, Московский авиационный институт продолжит вносить свой вклад в развитие космонавтики, как делал это на протяжении всей своей истории.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7