Молитве, как встрече с живым Богом, посвятил митрополит Иларион беседу со студентами МАИ

13 мая 2010

Молитва — разговор с Богом

В России регулярными становятся открытые встречи представителей Русской Православной Церкви с молодёжью и городской интеллигенцией, посвящённые как общественным, так и чисто религиозным темам. Во вторник, 11 мая, эту традицию продолжил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион, выступивший во Дворце культуры Московского авиационного института с рассказом о молитве. На встрече присутствовал ректор МАИ А. Н. Геращенко.

Хотя зал Дворца культуры МАИ и не был полон, в нём собралось много слушателей — прежде всего, студентов самого авиационного института. Пришедшие на встречу были людьми разных взглядов и разной степени воцерковлённости, поэтому выступление митрополита Илариона носило характер своеобразного «религиозного ликбеза». В течение часа владыка осветил основные проблемы, важные для интересующегося верой и молитвой человека, а затем ответил на вопросы аудитории.

Диалог с Богом

Митрополит Иларион отметил, что сегодня многие люди «считают себя верующими, но не имеют никакого опыта молитвы. Для них актуален вопрос, зачем и как молиться, нужно ли говорить Богу то, что Ему и так известно, и как быть, если ты не знаешь ни одной молитвы. «Молитва — это не монолог, а диалог, — напомнил митрополит. — Это возможность встречи с живым Богом, который слышит человека и способен отвечать на молитву». Для верующего человека такая встреча — не просто средство для достижения конкретной цели, но прежде всего, разговор с Богом, в котором человек получает ответ на свои слова и желания.

С другой стороны, как подчеркнул архиерей, бывает, что человек обращается к Богу, но диалога не происходит. Владыка пояснил, что чувство душевной пустоты, одиночество во время молитвы связано с тем, что человек сам по той или иной причине не готов к встрече с Богом, не настроен на неё: «Слова молитвы не доходят до Бога, потому что не доходят до самого человека».

Повторение формул или ритм жизни?

Не менее важен вопрос о том, когда и сколько раз нужно молиться. Здесь митрополит Иларион напомнил высказывание святителя Григория Богослова: «Вспоминать о Боге нужно чаще, чем дышать». Эти слова, убеждён владыка, не риторика. Конечно, обычный человек не может 24 часа в сутки молиться, как молятся на богослужении, но для него возможно научиться жить так, чтобы вся его жизнь была предстоянием перед Богом. «Молитва — это не только произнесение слов, а настраивание человека на определённый тон: молитва должна пронизывать все дела», — конкретизировал владыка Иларион. Молитва может стать главным содержанием жизни, если человек все свои дела посвящает Богу.

Важная черта молитвы — благодарность. Неверующий человек, по словам архиерея, отличается от верующего именно отсутствием благодарности: для него всё хорошее в жизни — следствие случайностей или результат собственных заслуг. А для верующего жизнь, здоровье, встречи с людьми — дар Божий.

Слова и дела

Митрополит Иларион подчеркнул, что молитва может быть очень простой: «Для того, чтобы молиться, необязательно знать молитвы — Бог поймёт человека и без слов. Бог всегда слышит человека, но человек не всегда слышит Бога». Архипастырь кратко рассказал об основных христианских молитвах (Иисусовой молитве, "Отче наш" и других), о смысле понятия «молитвенное правило» и о роли иконы в молитвенной практике.

Значение молитвы для повседневной жизни можно объяснить просто: «Всякое дело, перед которым не идёт молитва, лучше не делать». Таким образом человек мог бы избежать многих грехов и даже преступлений. Но здесь важно, чтобы молитва никогда не надоедала человеку, не стала механической, а для этого важно чередовать тексты из молитвослова с собственными словами. Молиться, отметил владыка, можно в любом месте и в любом положении — стоя, и сидя, и при необходимости, даже лёжа, хотя, конечно, традиционно на молитве принято стоять: так легче сосредоточиться. Однако и молитва сидя не является чем-то чуждым Православию: в греческих храмах почти всегда есть скамейки, и немалую часть службы прихожане сидят.

Молитва, грех и Церковь

Важной частью выступления митрополита Илариона был рассказ о влиянии молитвы на человеческие отношения. Многие спрашивают, зачем молиться о близких людях, если Богу и так известно их будущее? «Мы молимся о людях потому, что мы любим их, или потому, что должны их любить», — пояснил митрополит. Эта любовь должна относиться, конечно же, не только к друзьям: «Если человек совершает грехи, он заслуживает не презрения, а сострадания».

Один из самых острых вопросов современного человека — зачем ходить в храм, если верить и молиться можно и внутри себя. Как подчеркнул владыка, в таком рассуждении немало лукавства: невозможно быть христианином и при этом не быть членом церковной общины, так же, как невозможно быть семейным человеком и при этом не жить в семье. Человек молится не как изолированное существо, а как член церковной общины, и от этого получает силу. Кроме того, только в храме становятся возможны Таинства Божьи.

После лекции владыке пришло много вопросов — как в записках, так и непосредственно из зала. Они были посвящены не только теме встречи, но и другим вопросам. Так, митрополита спросили, как долго нужно пытаться привести человека к Богу. Ответ был конкретен: «До тех пор, пока он не придёт к Богу». Однако владыка Иларион подчеркнул, что проблема здесь в другом: каким образом приводить человека к вере, особенно если это сопровождается настойчивыми ссорами и скандалами. «Лучший способ — быть живым примером», — напомнил митрополит.

Зал оживился после вопроса о том, кому можно молиться при несчастной любви. Архиерей ненадолго задумался, а затем сказал, что «в этом случае нужно молиться Богу — я не знаю каких-то святых, которые помогают в этом случае». Вообще же, напомнил лектор, к обычаю молиться определённым святым в определённых случаях нужно относиться очень осторожно, даже если это советуют в церковной среде. Например, очень распространён сомнительный совет молиться при головной боли Иоанну Крестителю, потому что ему отсекли голову. Владыка подчеркнул, что «святые — это не какие-то специалисты по врачеванию человеческих недугов».

В конце встречи митрополита Илариона спросили и о том, куда ведут экуменические контакты и возможно ли объединение разных христианских церквей. Владыка напомнил о важности диалога с инославными, но «теорию ветвей» отверг: «Мы верим в то, что есть одна Церковь, она имеет свои видимые границы, и Православная Церковь является той истинной и единой Церковью, которую основал Христос». Так же скептически он отреагировал на упоминание о концепции «философской веры» Карла Ясперса, которая должна, по мысли философа, преодолеть различия между религиями. «Мы, православные христиане, в это не верим», — заявил митрополит Иларион, прямо сказав, что объединять разные веры в одну «невозможно и не нужно».

После общения митрополита с аудиторией ректор МАИ подарил ему несколько памятных книг, а владыка Иларион подписал для институтской библиотеки свой двухтомник «Православие».

Даниил Сидоров
Юлия Маковейчук, фотограф

Интернет-издание «Татьянин день»

Новость на других порталах:
http://www.patriarchia.ru/db/text/1158212.html
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=34252

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2