Как в МАИ готовят лидеров технологического развития: 5 вопросов ректору

5 мая 2021
Как в МАИ готовят лидеров технологического развития: 5 вопросов ректору

Московский авиационный институт — один из ведущих высокотехнологичных университетов России. На базе университета реализуются образовательные и научные проекты в области комплексного конструирования и математического моделирования, беспилотных летательных аппаратов, двигательных и энергетических установок, электрификации инженерных систем, искусственного интеллекта, Big Data, интернета вещей, сервиса высокотехнологичных изделий, аддитивных технологий и композиционных материалов, а также роботизации и др. О том, как происходит здесь подготовка востребованных инженеров будущего, рассказал ректор МАИ, академик РАН Михаил Погосян в интервью для издания Forbes Education.

Технологии, как известно, меняются стремительно. Как технический вуз может успевать за этими изменениями? Реально ли сохранять актуальность учебных программ?

Во-первых, для того, чтобы успевать за изменениями, нужно быть участниками реальных перспективных проектов. Кроме того, современный университет должен уметь прогнозировать будущее и предлагать концепцию этих изменений. Мы не можем реализовывать модель догоняющего развития. Мы должны вместе с индустрией формировать образ будущего и те направления, которые будут востребованы завтра, и готовить людей под новые технологии и проекты.

Во-вторых, мы уделяем большое внимание программам дополнительного профессионального образования, которые, не нарушая нормативную базу системы высшего образования, могут быть более гибкими. Эти программы нацелены не только на повышение квалификации тех, кто уже работает в индустрии, но и на студентов, позволяя нам более гибко настраивать образовательный процесс под те реальные задачи, которые будущим специалистам придется решать уже завтра.

Кроме этого, мы открываем целый ряд новых направлений подготовки совместно с индустриальными партнерами. Например, магистратура по суперкомпьютерному моделированию сложных технических систем, управлению цифровым производством. Это те направления, которые, с нашей точки зрения, будут особенно востребованы высокотехнологичными отраслями в ближайшем будущем.

Надо сказать, что сейчас многие наши образовательные программы ориентированы не только на аэрокосмическую индустрию. Например, мы тесно взаимодействуем по вопросам подготовки кадров с ведущими IT-компаниями и с Объединённой судостроительной корпорацией. Кроме того, МАИ участвует в подготовке кадров под совместные российско-китайские проекты, такие как широкофюзеляжный дальнемагистральный самолёт CR929, и другие международные проекты.

Вообще, я, как человек, не являющийся типичным представителем вузовской среды, который большую часть своей карьеры построил в индустрии, являюсь однозначным сторонником интеграции науки и образования. Считаю, что невозможно готовить людей под технологии будущего без их участия в реальных научно-исследовательских проектах. И такая интеграция — одна из сильных сторон Московского авиационного института.

Как студенты задействованы в этих проектах?

Студенты являются их непосредственными участниками. Основой учебного процесса в МАИ является практикоориентированность. Наши студенты принимают участие и в научно-исследовательских работах, которые реализуются внутри университета, и на рабочих местах на предприятиях, где после окончания вуза они планируют начать работать. Я считаю, что это очень важный механизм. Кроме того, дипломные проекты, магистерские работы студентов, как и диссертации аспирантов, нацелены как раз на решение конкретных задач в рамках этих проектов. Также студенты средних и старших курсов проходят стажировки и практики на базе центров компетенций МАИ и высокотехнологичных предприятий.

Часто ведутся рассуждения на тему «Сколько надо времени на то, чтобы переподготовить студента после окончания вуза?». Наша цель — свести это время к нулю. Начальные этапы адаптации под те задачи, которые студент будет решать в будущем, должны проходить параллельно с обучением. Выпускник, приходя на работу, должен оказываться в той среде, с которой уже очень хорошо знаком.

Какие компетенции нужно развивать студенту, чтобы он соответствовал потребностям рынка?

На сегодняшний день эти компетенции носят очень широкий характер. С одной стороны, студент должен освоить не только базовые технологии и навыки, но и новые направления в инженерной подготовке: математическое моделирование, аддитивные технологии, конструкции из композиционных материалов, электрификация инженерных систем.

Во-вторых, безусловно, студенты должны уметь работать с большими данными и современными информационными системами.

Третий необходимый компонент — мягкие навыки (soft skills): предпринимательское мышление, умение организовать работу, умение слушать и быть услышанным, способность четко структурировать свою работу, даже если вы занимаетесь относительно небольшими проектами.

И конечно, не менее важное требование — знание английского языка.

Если мы представим школьника, который хочет пойти учиться на техническое направление, но у него ещё нет никакого опыта, кроме школьного, то что бы Вы ему посоветовали? Как подходить к вопросу выбора специальности? На что обращать внимание? Как понять, подходит это направление или не подходит?

Сегодня выбор своей будущей жизненной траектории — задача достаточно сложная, потому что цифровая трансформация приводит к тому, что очень большое количество профессий будет менять свой облик, а некоторые уйдут с рынка труда. Большое значение приобретают прогнозы развития отраслей и технологий.

Второе — уверен, что нельзя только думать о будущем и не пробовать что-то делать своими руками. Важно понять, что вам интересно, а что нет. Например, на площадке Детского технопарка МАИ «Траектория взлёта» ребята получают возможность параллельно с обучением в школе приобрести практические навыки в области проектирования беспилотных летательных аппаратов, робототехники, изготовления агрегатов методами аддитивных технологий, программирования сложных задач.

Когда два года назад мы открывали школу в структуре университета — Предуниверсарий МАИ, мы думали, с какого класса привлекать туда детей. В итоге мы однозначно пришли к выводу, что надо начинать как можно раньше. На сегодня мы остановились на восьмом классе, потому что в этом возрасте у школьников уже есть определённое видение своего будущего и какие-то навыки работы с современными информационными системами. Наша задача — помочь им сформировать свой образ как будущего специалиста и построить траекторию профессионального развития.

Вы можете перечислить несколько специальностей, которые, на Ваш взгляд, будут точно востребованы лет через 10?

Я бы назвал суперкомпьютерное моделирование сложных технических систем. Профессия потребует очень высокого уровня квалификации, совмещения инженерного образования со знанием информационных технологий. Цифровые технологии сегодня вышли на такой уровень, что можно смоделировать практически любой процесс. Наш прогноз — точно потребуется большое количество таких специалистов.

Кроме того, аддитивные технологии, композитные конструкции, накопители энергии и электрификация инженерных систем точно будут востребованы через 10 лет. Глобальные информационно-спутниковые системы на базе группировок малых космических аппаратов — это вообще целый мир, их рынок по всем прогнозам будет расти в течение многих лет, и темпы роста будут только увеличиваться. Услуги с помощью беспилотных летательных аппаратов или беспилотного транспорта, управление цифровым производством, кибербезопасность инфокоммуникаций... Это лишь малая доля технологий, которые будут определять облик ближайшего будущего. Развитием всего, что я сейчас перечислил, занимается Московский авиационный институт — мы создаем уникальные центры компетенций и запускаем новые образовательные программы.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7