Центр «Авионика» МАИ: взгляд в будущее авиационных систем

15 июля 2021

Московский авиационный институт — один из крупнейших высокотехнологичных университетов России. Исследовательские и комплексные образовательные программы МАИ направлены на создание инновационных решений и формирование компетенций будущего по перспективным направлениям научно-технического развития. Сегодня в МАИ работают лаборатории и центры компетенций по таким актуальным высокотехнологичным направлениям, как беспилотные летательные аппараты, электрификация инженерных систем, композитные материалы и конструкции, малые космические аппараты, математическое моделирование, IT, искусственный интеллект и др. Центры компетенций являются важными точками взаимодействия университета и индустрии и выполняют три ключевые функции: ведение исследовательских проектов совместно с лидерами рынка высоких технологий; генерация новых конкурентоспособных технологий, компетенций и подходов; развитие талантов для индустрии и МАИ.

В конце 2020 года в Московском авиационном институте появился новый центр «Авионика», где работают как инженеры с большим опытом трудовой деятельности в крупных авиационных компаниях, так и студенты МАИ. Деятельность центра направлена на разработку перспективного бортового радиоэлектронного оборудования, в первую очередь — для авиации, и развитие компетенций студентов в области авионики. Важность подобного подразделения для индустрии неоспорима: с каждым годом авионика составляет всё большую долю авиационных комплексов, и спрос на работы в области проектирования и испытаний бортового оборудования продолжает неуклонно расти.

Недавно в центре завершилась работа над стендом, предназначенным для решения целого комплекса задач: разработки бортового программного обеспечения, загрузки его в бортовые вычислительные устройства, проведения входного контроля и многих других. Стенд разработан для Уральского завода гражданской авиации и сейчас проходит аттестацию в сертифицирующих органах.

Данный проект стал первым для центра, выполненным в интересах внешнего заказчика. В настоящее время ведутся переговоры о сотрудничестве с филиалом «Региональные самолёты» ПАО «Корпорация «Иркут» и другими крупными предприятиями отрасли.Другой интересный проект центра «Авионика» — концепт кабины сверхзвукового пассажирского самолёта.

Главная особенность новой кабины состоит в том, что в ней предусмотрено нахождение не двух, а лишь одного пилота. В пару к нему предлагается добавить «электронного контролёра» — программный модуль, который будет судить об адекватности действий человека. При этом одноместная кабина заметно улучшит аэродинамику столь специфичной машины, как сверхзвуковой самолёт.

Инновационные решения коснулись и принципов управления воздушным судном. Традиционно пилот управляет самолётом правой рукой, а двигателями — левой. В новой кабине предлагается сделать всё наоборот. Частично этот принцип уже был реализован на пассажирских самолётах серии Airbus, где для командира корабля ручка управления самолётом находится слева, а для второго пилота — справа. Концепт предполагает, что менее загруженной правой рукой пилот сможет с бóльшим удобством выполнять операции, необходимые во время полёта: осуществлять ввод данных, управлять дополнительным оборудованием и др.

Наконец, в кабине реализована уникальная система индикации, необходимая для пилотирования при неотклоняемом носе воздушного судна. Всю информацию о полёте пилот будет получать по приборам, прямого видения пространства впереди самолёта не предусмотрено. Похожий принцип использовался на сверхзвуковых пассажирских самолётах Ту-144 и «Конкорд» — но только на эшелоне. Сегодня предлагается решить задачу визуального контакта пилота с землей, в том числе при взлёте и посадке, с помощью средств технического зрения. Это позволит получить существенное преимущество с точки зрения упрощения конструкции самолёта.

Модель кабины станет одной из разработок, которые Московский авиационный институт представит в рамках Международного авиационно-космического салона (МАКС) 20–25 июля 2021 года.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2