Авиация будущего: какие новинки представит МАИ на МАКС-2021

16 июля 2021
Авиация будущего: какие новинки представит МАИ на МАКС-2021

Московский авиационный институт (национальный исследовательский университет) традиционно является активным участником Международного авиационно-космического салона. Для ведущего высокотехнологичного вуза страны это одно из приоритетных мероприятий, которое позволяет продемонстрировать результаты прорывных научных исследований, рассказать о перспективах развития подготовки кадров для аэрокосмической промышленности, сформировать новые и укрепить имеющиеся направления сотрудничества МАИ с профильными предприятиями-партнерами, а также реализовать комплекс профориентационных и научно-популярных проектов для школьников, студентов, выпускников и других посетителей МАКС.

С каждым годом присутствие МАИ на МАКС расширяется. Московский авиационный институт — крупный научно-исследовательский центр, который в партнёрстве с промышленными корпорациями работает по большому количеству направлений. В МАИ реализуются образовательные и научные проекты в области комплексного конструирования и математического моделирования, беспилотных летательных аппаратов, двигательных и энергетических установок, электрификации инженерных систем, IT, сервиса высокотехнологичных изделий, аддитивных технологий и композиционных материалов, роботизации, малых космических аппаратов и другие.

В этом году Московский авиационный институт также традиционно запланировал широкое участие в выставочной и деловой программе XV Международного авиационно-космического салона МАКС-2021.

«Мы организуем мероприятия по различным направлениям развития прикладной науки и подготовки кадров, — рассказал проректор по стратегическому развитию МАИ Александр Шемяков. — Также мы продемонстрируем результаты участия университета в партнёрских проектах с предприятиями аэрокосмической промышленности».

Лёгкий многоцелевой самолёт ЛМС-901

Отдельное внимание будет уделено совместным программам МАИ с ведущими предприятиями. Так, на стенде университета будет продемонстрирован макет лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал», в разработке и производстве опытного образца которого Московский авиационный институт участвует по заказу дочерней компании предприятия АО «Уральский завод гражданской авиации» — «Байкал-Инжиниринг».

Работы по созданию планера велись на базе Отраслевого специального конструкторского бюро экспериментального самолётостроения (ОСКБЭС) МАИ, который имеет сертификат разработчика авиационной техники и 55-летний опыт в проектировании и производстве лёгкой и сверхлёгкой авиационной техники. Им были спроектированы и выпущены такие известные самолёты, как «Квант» «Авиатика-МАИ-890», «МАИ-223», «Авиатика-МАИ-900 «Акробат», «МАИ-411» и другие.

«Байкал» предназначен для эксплуатации на удалённых территориях. Девятиместный самолёт должен заменить на местных авиалиниях АН-2 и содействовать улучшению транспортной доступности в российских регионах. Летательный аппарат сможет перевозить до 2 тонн полезной нагрузки на расстояние более 1500 км. Длина разбега составляет около 250 метров.Важными условиями проекта являлись применение отечественных комплектующих и агрегатов, высокая ремонтопригодность в местных условиях, экономичность, быстрая интеграция в существующие транспортные системы.

ОСКБЭС МАИ принимал участие в создании самолёта на всех основных этапах: от проектирования до производства. На первом этапе работ в МАИ был изготовлен фюзеляж самолёта и проведена стыковка агрегатов планера. Впоследствии специалисты МАИ совместно с сотрудниками УЗГА принимали участие в монтаже оборудования и бортовых систем.

Технологическая подготовка сборочного производства проводилась с применением современных технологий, таких как бесплазовая увязка, монтаж оснастки с применением лазерного трекера. Элементы механизации крыла и киля изготовлены из композиционных материалов. Начало его испытаний и первый полёт запланированы на конец этого года.

Беспилотник вертикального взлёта

Один из перспективных трендов в сфере технологий — безусловно, беспилотные летательные аппараты. По оценкам Trends Market Research объём мирового рынка применения БПЛА к 2030 году вырастет по сравнению с 2020 годом в 15 раз и составит около 80 млрд долларов.

Развитию беспилотных авиационных систем большое внимание уделяет Московский авиационный институт. Разработкой различных решений в области беспилотников занимаются в центре компетенций «Беспилотные летательные аппараты», а также ещё в нескольких институтах МАИ. В сотрудничестве с ведущими предприятиями ведутся работы по созданию концепций и комплексов БПЛА по всему циклу, начиная от моделирования систем применения, заканчивая производством отдельных систем и самого аппарата.

Технологиям беспилотного будущего в МАИ обучают и студентов, и школьников. В университете функционируют лаборатория «Школы дронов» Детского технопарка «Траектория взлёта», а также Студенческое конструкторское бюро авиационного моделирования, в рамках которого студенты выполняют научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы в области беспилотных летательных аппаратов и авиационного моделирования. В рамках Олимпиады Кружкового движения Национальной технологической инициативы Московский авиационный институт ежегодно проводит свой трек «Беспилотные авиационные системы» при поддержке ПАО «Объединённая авиастроительная корпорация» и ПАО «Компания «Сухой».

На Международном авиационно-космическом салоне МАИ представит одну из своих разработок в области беспилотных летательных аппаратов — БПЛА вертикального взлёта, разработанный командой СКБ АМ МАИ во главе с его руководителем Игорем Трифоновым. Этот беспилотник стал прототипом для дальнейших работ СКБ с АО «Концерн ВКО «Алмаз-Антей». БПЛА реализован по аэродинамической схеме «Утка». Подобная конструкция сочетает в себе преимущества коптеров и классической самолётной схемы. При горизонтальном полёте аппарат опирается на подъёмную силу и экономит энергию за счёт наличия крыльев, при этом имея все преимущества коптера, такие как вертикальные взлёт, посадка и возможность зависать в воздухе. В разработке реализован открывающийся фенестрон с реверсивной тягой для устойчивости при вертикальной посадке. Беспилотник имеет размах крыла 2,7 метра, его полётная масса — 17 килограмм, а время полёта составляет 40 минут. Тяга двигателей в полтора раза превышает вес изделия.

Безусловно, участие МАИ в выставочной программе авиасалона не ограничится малой авиацией и БПЛА. В рамках собственной экспозиции МАИ планирует представить ряд новых разработок в области композиционных материалов, прототипирования информационно-управляющего поля перспективных воздушных судов, агрегаты авариестойкой топливной системы, авиационные двигатели и энергетические установки, малые космические аппараты, образцы электроракетных двигательных установок для МКА и другие.

Подробнее ознакомиться с макетом лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-901 «Байкал» и БПЛА вертикального взлёта посетители могут на основной экспозиции Московского авиационного института на авиасалоне МАКС-2021 в павильоне F3.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2