МАИ принял широкое участие в деловой программе второго дня МАКС-2021

21 июля 2021

Во второй день Международного авиационно-космического салона Московский авиационный институт стал участником большого числа мероприятий в рамках деловой программы.

За день было подписано три важных соглашения: о стратегическом сотрудничестве между МАИ и ОАК с целью создания совместного учебного центра по подготовке различных категорий авиационного персонала; о сотрудничестве в целях реализации проекта по созданию и развитию инновационного научно-технологического центра «Аэрокосмическая инновационная долина» (ИНТЦ) между МАИ, Правительством Рязанской области и ОАК; о взаимодействии в сфере развития беспилотных авиационных систем между МАИ, Минпромторгом России, Национальным исследовательским университетом «Высшая школа экономики» и Национальной ассоциацией производителей техники авиации общего назначения.

Союз науки и общества в развитии авиации

21 июля на площадке ПАО «ОАК» состоялась панельная дискуссия «Новые партнёрства: союз науки и общества в развитии российской авиации». В дискуссии приняли участие ректор МАИ, академик РАН Михаил Асланович Погосян, первый заместитель управляющего директора ПАО «Компания «Сухой» — директор ОКБ Сухого Михаил Юрьевич Стрелец, заместитель управляющего директора по работе с персоналом ПАО «Компания «Сухой» Елена Анатольевна Корбут, заместитель генерального директора по науке ФГУП «Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем», заведующий кафедрой 301 «Системы автоматического и интеллектуального управления» МАИ Сергей Юрьевич Желтов.

Эксперты обсуждали вопросы о том, как оправдать надежды молодёжи, стремящейся сегодня в исследовательский сектор, и может ли запуск новых масштабных инициатив и проектов в научной сфере изменить общественное представление о ней и дополнительно мотивировать молодёжь развивать науку в авиастроении.

Михаил Асланович Погосян отметил, что цифровая трансформация задаёт новый уровень подготовки специалистов.

— Мы должны готовить людей, которые не только обладают базовыми знаниями, но и способны к быстрым изменениям. Сегодняшние требования к специалистам вышли за рамки глубоких знаний по тому или иному предмету. Сегодня кроме них требуется умение работать в цифровой среде и взаимодействовать с большим объёмом информации. Нужно также умение работать в команде и тесно коммуницировать с партнёрами в решении сложных задач, — подчеркнул ректор МАИ.

Городская аэромобильность и искусственный интеллект

Другим важным мероприятием дня стала тематическая сессия, посвящённая проекту «Городская аэромобильность», который реализуют Московский инновационный кластер, подведомственный Департаменту предпринимательства и инновационного развития, совместно с Минпромторгом России при поддержке Московского авиационного института. Сегодня в кластере проходит активный отбор перспективных отечественных проектов по беспилотным системам, направленных на решение различных социальных и экономических задач. Отбор происходит при активном участии специалистов МАИ. В числе основных критериев — реальная польза и возможность внедрения.

На сессии выступил проректор по стратегическому развитию МАИ Александр Олегович Шемяков, который рассказал про особенности применения беспилотных авиационных систем для городской аэромобильности. Александр Олегович отметил, что наша страна имеет ярко выраженные предпосылки для развития аэромобильности, и в нескольких городах России уже сформировались возможности для реализации подобных проектов. Помимо этого, проректор МАИ рассказал про опыт и потенциал применения технологий аэромобильности в Москве.

Также в рамках деловой программы прошёл круглый стол «Развитие технологий искусственного интеллекта», в котором принял участие проректор по учебной работе МАИ Дмитрий Александрович Козорез. На мероприятии он рассказал про обеспечение кадрами предприятий высокотехнологичных отраслей промышленности РФ в области искусственного интеллекта. В своём выступлении Дмитрий Александрович отметил, что цель образовательных программ МАИ — формирование у будущих специалистов по системам искусственного интеллекта более широких знаний, чем те, которыми обладают рядовые специалисты по системам автоматического управления, математической теории вероятности и статистики, теории случайных процессов, теории автоматических систем, теории алгоритмов, математической логики и др. Подготовка в области искусственного интеллекта должна обеспечить специалисту возможность разработки технологичных решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение, поиск решений без заранее заданного алгоритма и достижение инсайта.

Сверхзвук и сверхпроводимость

В конгресс-центре авиасалона состоялась конференция по развитию сверхзвуковой авиации, где выступил руководитель лаборатории № 5 «Искусственный интеллект и безопасность полётов» Научного центра мирового уровня «Сверхзвук», профессор, доктор технических наук, заведующий кафедрой 106 «Динамика и управление полётом пилотируемых ЛА» МАИ Александр Викторович Ефремов. Он представил результаты работы лаборатории, активное участие в деятельности которой помимо МАИ принимают Центральный аэрогидродинамический институт имени профессора Н.Е. Жуковского, Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем и Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова.

В задачи лаборатории № 5 входят разработка комплексных высоконадёжных систем ручного и автоматического управления полётом, разработка совокупности интеллектуальных систем управления, поддержки экипажа в кабине самолёта в опасных условиях, мониторинга состояния систем кибербезопасности, разработка интерфейса для кабины самолёта с использованием технического зрения и других передовых технологий. Также коллектив лаборатории отвечает за создание стендовой базы для исследовательских работ в рамках задач НЦМУ «Сверхзвук».

Ещё одним мероприятием деловой программы стал семинар «Электродвижение и электрификация ЛА», организованный Национальным исследовательским университетом «МЭИ». Во встрече принял участие заведующий кафедрой 310 «Электроэнергетические, электромеханические и биотехнические системы» МАИ, доктор технических наук Константин Львович Ковалёв. Константин Львович выступил с докладом о научных разработках МАИ и Объединённого института высоких температур РАН. Он рассказал об опыте кафедры 310 и лаборатории сверхпроводниковых устройств и преобразовательной техники ОИВТ РАН в разработке высокотемпературных сверхпроводниковых устройств и перечислил планируемые на ближайшие годы проекты.

Обо всех событиях второго дня смотрите в  видеоролике.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2