50 лет организации повышения квалификации преподавателей

29 марта 2018
50 лет организации повышения квалификации преподавателей

В 1968 году в Московском авиационном институте был создан факультет повышения квалификации преподавателей (ФПКП), на котором за прошедшие 50 лет прошли обучение около восемнадцати тысяч преподавателей и научных работников как МАИ, так и других авиационных и родственных по профилю подготовки машиностроительных вузов СССР, РФ и СНГ (всего более 100 вузов). Он был базовым для профильных (авиационно-космических) вузов страны с ежегодным планом приема до 550 слушателей. При участии Минвуза СССР (позже — Рособразования) на базе ФПКП регулярно проводились семинары-совещания руководящего состава авиационных вузов, конференции, школы-семинары и другие формы обмена опытом и обсуждений по различным научно-методическим, профессиональным и педагогическим проблемам высшей школы. В течение 50 лет ФПКП МАИ всегда был активным учебным и организационно-методическим центром повышения квалификации педагогических научно-педагогических кадров высшей школы, разработке новых методов обучения, подготовки и аттестации ППС.

В 1969 году совместными приказами Минвуза СССР, Минавтопрома и Министерства общего машиностроения был создан факультет повышения квалификации инженерно-технических работников (ФПК ИТР). На его базе проводилось повышение квалификации сотрудников ведущих конструкторских бюро и предприятий авиационной, ракетно-космической, атомной, судостроительной и других отраслей промышленности СССР и Российской Федерации. За время работы на базе ФПК РиС прошли повышение квалификации и переподготовку около 67 тысяч руководителей и специалистов конструкторских бюро и промышленных предприятий.

История создания системы повышения квалификации научно-педагогических и инженерно-технических работников страны тесно связана с научно-техническим прогрессом, повлиявшим на систему образования и подготовку инженерных кадров. В 50–60 г. г. бурное развитие получили такие новые отрасли науки и техники, как ядерная физика, ракетно-космическая техника, химия, электроника, радиотехника, автоматика и другие направления, что потребовало повышения квалификации и переподготовки кадров. Стало очевидным, что полученные в вузах классические знания быстро устаревают, появляются новые математические модели, неизвестные ранее экспериментальные данные и расчётные зависимости. Крупные учёные страны (в том числе работающие в МАИ академики: И. И. Артоболевский — председатель общества «Знание», Б. Н. Петров — вице-президент АН СССР, академик В. С. Пугачёв) выступили с инициативой об организации в стране системы повышения квалификации кадров. Одним из первых в СССР был создан Факультет повышения квалификации преподавателей Московского авиационного института.

Первого декана факультета профессора В. Н. Новикова по представлению ректора утверждали на Коллегии Минвуза СССР. В ходе этого утверждения министр подчеркнул, что повышение квалификации является важнейшей задачей вуза, т. к. оно обеспечивает стабильный квалификационный рост его преподавательского состава. Повышение квалификации в МАИ всегда пользовалось поддержкой ректората. Первые пять лет своего существования ФПКП и ФПК ИТР находились в подчинении проректора МАИ по научной работе И. Т. Белякова. При его непосредственном участии проводились регулярные занятия по повышению квалификации для деканов и заведующих кафедрами института, на которых широко обсуждались как научные, так и учебно-методические вопросы. Их посещение было обязательным для всего руководящего научно-педагогического состава, что имело большое значение для успешной работы не только ФПКП, но и МАИ в целом. В этот период получили исходные решения все организационные и учебно-методические вопросы: формы и методы обучения преподавателей, выбор направлений повышения квалификации, установление связей с профильными вузами страны для командирования их преподавателей на обучение в МАИ. В первые годы работы системы повышения квалификации и переподготовки в МАИ приходилось решать такие вопросы как дефицит специальной литературы, отсутствие приемлемого для проживания слушателей общежития гостиничного типа и многое другое.

План приёма по целевому обучению преподавателей в ФПКП первоначально составлял 350 человек, а затем он возрос до 550 человек при объёме занятий до 400 часов в течение 3,5 месяцев.

В качестве основных первоначально были выбраны два направления повышения квалификации преподавателей:

  • начертательная геометрия и инженерная графика (профессоры Н. Ф. Четверухин, В. С. Левицкий, В. И. Якунин, В. Н. Первикова, Г. С. Иванов, доцент А. Д. Киселевич и др.);
  • высшая и прикладная математика (профессоры П. И. Романовский, В. Ф. Смирнов, В. К. Саульев, А. А. Пярнпуу, А. А. Пунтус, Г. А. Каменский, доценты С. Н. Королинская, Г. В. Кирсанова и др.).

Позднее появились новые направления повышения квалификации, отвечающие профилю МАИ:

  • сопротивление материалов и прочность летательных аппаратов (профессоры И. И. Трапезин, А. Г. Горшков, Д. В. Тарлаковский и др.);
  • конструирование и проектирование летательных аппаратов (чл.-корр. АН СССР С. М. Егер, профессоры Л. С. Чернобровкин, А. А. Кузнецов и др.)
  • теория и конструкция двигателей летательных аппаратов (профессоры В. И. Бакулев, В. А. Голубев, О. Н. Емин, Д. В. Хронин, А. Н. Журавлев, Е. А. Яковлев);
  • системы автоматического управления (академик АН СССР Б. Н. Петров, профессоры Н. П. Удалов, Н. Б. Судзиловский, Г. Н. Лебедев);
  • вычислительные устройства, информационные системы и гироскопические приборы (чл.-корр. АН СССР Б. Н. Сотсков, профессоры В. И. Матов, Б. А. Рябов, А. В. Репников);
  • системы радиоуправления (профессоры В. Н. Типугин, А. Г. Сайбель, В. Б. Мазепа);
  • аэродинамика и динамика полёта летательного аппарата (профессоры Н. С. Аржаников, А. А. Лебедев);
  • электроэнергетика летательных аппаратов (профессоры А. И. Бертинов, Д. А. Бут);
  • экономика и организация производства (профессоры С. А. Саркисян, В. И. Тихомиров, Э. С. Минаев).

В процессе развёртывания новых профильных направлений ФПКП МАИ установил тесное сотрудничество с руководством авиационных и родственных по профилю вузов. Этому способствовало и руководство Минобразования СССР, которое регулярно общалось с деканами ФПКП и требовало от вузов соответствующего планового выполнения повышения квалификации научно-педагогических кадров. Непосредственно курировала работу ФПКП заместитель Министра А. П. Шапошникова.

В целях методического обеспечения учебного процесса слушателей ФПКП МАИ было организовано издание учебно-методической литературы (15–25 п. л. в год).

В 1973 году профессор В. Н. Новиков был назначен вторым проректором института по учебной работе с сохранением обязанностей руководства факультетами повышения квалификации.

В период с 1973 г. по 1989 г. деканом ФПКП был профессор В. Н. Истратов. При его участии были сформированы новые направления повышения квалификации, в том числе психолого-педагогическая подготовка (с активным участием доцентов В. Н. Арбузова, Э. В. Иоча и профессора В. Л. Латышева), обучение преподавателей института по вычислительной технике и информационным технологиям (под руководством профессоров А. А. Пярнпуу и С. Я. Степанова), по иностранному языку в техническом вузе (И. Н. Истратова, И. И. Ермашова) и другие направления. В 1989 году профессор В. Н. Новиков вернулся на должность декана ФПКП и проработал на этой должности до 2016 года.

С 1973 г. по 1999 г. ФПК ИТР руководил профессор В. Н. Бороздин, а с 1999 г. по 2012 г. — доцент А. Ю. Рубанов. В этот период были установлены тесные связи с профильными предприятиями авиационной, ракетно-космической и атомной отраслей промышленности. По программам профильных министерств и договорам с предприятиями проводилось обучение практически по всем новым направлениям научно-технического развития страны в области авиа- и ракетостроения.

С целью развития новых форм работы и поднятия уровня повышения квалификации научно-педагогических, руководящих и инженерных кадров в МАИ на базе существующих факультетов повышения квалификации в 2010 году был создан Институт повышения квалификации и переподготовки (ИПКиП) в состав которого вошли ФПКП и ФПК РиС, переименованные в центр повышения квалификации преподавателей (ЦПКП) и центр повышения квалификации руководителей и специалистов (ЦПК РиС) соответственно. Дополнительно к этим центрам был образован учебно-методический центр дополнительного профессионального образования (УМЦ ДПО). Первым директором ИПКиП стал доцент А. Л. Медведский, проработавший в этой должности до 2012 г. С 2012 г. директором ИПКиП стал проф. В. М. Абашев, а директором ЦПК РиС Н. П. Животов. В эти годы МАИ принял активное участие в президентской и ведомственной программах повышения квалификации инженерных кадров промышленности. В 2016 году ИПКиП возглавил доцент Л. В. Быков. В декабре 2017 г. ИПКиП был реорганизован в управление дополнительного профессионального образования (УДПО) с сохранением всего организационно-управленческого функционала.

В системе повышения квалификации МАИ всегда были лучшие и наиболее квалифицированные преподаватели института, в том числе академики Б. Н. Петров и В. С. Пугачёв, члены-корреспонденты К. А. Абгарян, С. М. Егер, Б. С. Сотсков и другие; приглашались специалисты и педагоги из других организаций и вузов, в том числе академики педагогических наук А. А. Рождественский, Н. Ф. Талызина, профессор Н. Н. Нечаев и др. Большого внимания заслуживает цикл дисциплин, который читался под руководством лауреата Государственной премии СССР профессора Б. А. Эренгросс, направленный на гуманизацию и социализацию образования, включающий в себя как современные социофилософские проблемы, так и проблемы воспитания и формирования личности преподавателя: вопросы культуры, этики, эстетики, религии, художественной культуры. Её личная роль (с участием многих преподавателей кафедры культурологии) в деле воспитания и подготовки специалистов и преподавателей имеет исключительное значение.

Во многом активность профессорско-преподавательского состава в дополнительном профессиональном образовании зависела от работы кураторов специальностей на факультетах (Е. С. Войт, В. А. Голубева, Г. А. Каменского, А. Г. Гурова, Ю. А. Котикова, О. И. Некрасовой, А. Н. Степанова, К. К. Веремеенко, Г. Ф. Савинова, Ю. Г. Следкова, Г. Г. Кобко, Д. И. Макаревского, Ю. М. Корякина, В. П. Монаховой, А. В. Крутова, Г. В. Ильяхинской, Е. В. Серпичевой и других) и работников центров (М. В. Болдышевой, Н. А. Комовниковой и Т. А. Харитоновой).

В практике работы ЦПКП по повышению квалификации научно-педагогических работников обозначились три основных направления:

  • развитие инновационных направлений повышения квалификации преподавателей, отражающих современные информационные технологии и приоритетные задачи развития авиационной и ракетно-космической техники, актуальные вопросы модернизации высшего образования на основе образовательных стандартов;
  • организация научно-производственных стажировок преподавателей, научных работников и аспирантов на передовых отечественных и зарубежных предприятиях и организациях;
  • командирование преподавателей института в вузы, утверждённые Минобрнауки России в качестве «базовых» для повышения квалификации по приоритетным направлениям развития для внедрения полученных знаний в учебный процесс.

В 2010—2016 гг. прошли стажировки преподавателей института в Инженерном центре ОКБ им А. И. Микояна, на МВЗ им. М. Л. Миля, в НПО им. С. А. Лавочкина, ОКБ им. П. О. Сухого, НПО Энергомаш им. В. П. Глушко, в институтах и научно-исследовательских центрах РАН, других научных и производственных предприятиях и организациях.

В ходе стажировок проходило ознакомление с историей, настоящим и будущим предприятий, знакомство с их уникальной производственно-испытательной базой, практическое ознакомление с достижениями в области проектирования, изготовления и испытания авиационно-космической техники, обсуждение вопросов, связанных с подготовкой инженерных кадров и научно-технического сотрудничества.

В соответствии с Программой развития МАИ как национального исследовательского университета к работе ИПКиП стали активно подключаться высококвалифицированные преподаватели и специалисты кафедр, лабораторий и ресурсных центров, оснащённых современным инновационным оборудованием. На базе современного оборудования в МАИ разработаны уникальные программы повышения квалификации, направленные на внедрение современных технологий проектирования изделий авиационной техники с информационной поддержкой всего жизненного цикла изделия (PLM-технологии).

Хорошо себя зарекомендовали направления повышения квалификации:

  • Методические основы формирования профессиональных компетенций специалистов машиностроения в области информационной поддержки жизненного цикла изделий.
  • Системы управления и навигации высокотехнологичными объектами на основе единого информационного поля, включающего сигналы ГЛОНАСС/GPS.
  • Инженерное геометрическое моделирование как методологическая основа подготовки специалистов в высокотехнологичных областях промышленности.
  • Методы системного проектирования и оценки эффективности управляемых объектов на основе информационных технологий.
  • Компьютерные методы моделирования и исследования сложных процессов и технических систем.
  • Социогуманитарные проблемы современности.
  • Психолого-педагогическая подготовка преподавателей высшей школы.
  • Методические основы формирования профессиональных компетенций специалистов машиностроения в области информационной поддержки жизненного цикла изделий.
  • Управление переходом корпораций на бизнес-модель жизненного цикла.
  • Методы системного проектирования и оценки эффективности управляемых объектов на основе информационных технологий.

В 2014 году на базе кафедры 102 была запущена программа профессиональной переподготовки сотрудников корпорации «Вертолёты России» «Вертолётостроение», участие в которой приняли Московский вертолётный завод им. М. Л. Миля, Ростовский вертолётный завод, Улан-Удэнский авиационный завод, ААК «Прогресс» имени Н. И. Сазыкина. На начало 2018 г. профессиональную переподготовку по этой программе прошло около 100 специалистов корпорации.

Планомерную работу по программам повышения квалификации, рассматривающим вопросы создания и эксплуатации беспилотных летательных аппаратов, проводит коллектив преподавателей кафедры 602.

Много лет на базе кафедры 502 успешно функционирует Учебно-методический центр по подготовке и переподготовке бухгалтерских работников. Ежегодно через центр проходит 100 — 150 главных бухгалтеров профильных предприятий авиационно-космической отрасли.

Начиная с 2010 года, на базе кафедр 203 и 204 по заказам различных КБ проводится обучение специализированных групп специалистов по высокотехнологичным программным комплексам численного моделирования физико-химических процессов, сопровождающих эксплуатацию сложных объектов авиационной и ракетной техники.

Начиная с 2015 г. по 2017 г. в МАИ на базе факультетов «Авиационная техника» и «Двигатели летательных аппаратов» для иностранных слушателей были проведены программы повышения квалификации, обучение по которым прошло около 150 человек. Существующая тенденция говорит о ежегодном увеличении, как количества таких программ, так и контингента слушателей по ним.

Успехи в области дополнительного профессионального образования в МАИ не говорят об отсутствии проблем и нерешённых вопросов:необходимо открытие новых перспективных направлений повышения квалификации, отвечающих уровню МАИ как национального исследовательского университета;необходимо обратить внимание на мотивацию профессионального роста преподавателей в научной работе и публикационной активности;необходимо сформировать перспективные программы повышения квалификации в области прорывных технологий, квалифицированно продвигать их в промышленности.

Эта работа многоплановая. Она требует участия не только Управления дополнительного профессионального образования, но и активной поддержки со стороны всех факультетов и институтов, научных подразделений и руководства университета.

Наличие успехов, трудностей и задач, стоящих перед УДПО, говорит о том, что система повышения квалификации МАИ, созданная 50 лет назад, активно работает, даёт преподавателям возможность получить новые знания, ознакомиться с передовыми технологиями, позволяет обмениваться знаниями, научными достижениями и инновационными технологиями с работниками промышленности.

Начальник УДПО Л. Быков

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2