МАИ и ОКБ Сухого: система отбора и подготовки молодых специалистов
17 января 2022Кадровый вопрос стал одной из основных проблем российского авиастроения в 1990-е годы. Для его решения в ОКБ Сухого разработали специальную систему отбора и подготовки молодых специалистов, большую часть которой реализуют совместно с Московским авиационным институтом.
Благодаря этому сегодня предприятие не испытывает недостатка в квалифицированных кадрах. Опыт ОКБ Сухого переняли и используют сегодня многие предприятия ОАК и госкорпорации Ростех. А тем временем в ОКБ разрабатывают и внедряют новые практики, позволяющие сохранять кадровый потенциал предприятия на высоком уровне, обеспечивающем создание самой современной авиационной техники.
ОКБ Сухого всегда славилось своим внимательным отношением к молодёжи. Молодым инженерам всегда поручали важные направления работы, на которых они могли вырасти в квалифицированных специалистов. Серьёзным испытанием для ОКБ стал кризис 1990-х годов. В то «лихое» время приходилось выживать в очень жёстких условиях. Часть сотрудников уволилась в поисках больших заработков. Значительно сократился поток молодых людей в технические институты. Без решения кадрового вопроса стало невозможным само существование ОКБ.
«11 друзей Сухого»
О прошлом, настоящем и будущем подготовки кадрового резерва рассказала начальник отдела перспективных технических знаний и навыков ОКБ Сухого Ирина Первышина.
— Ирина Эрленовна, какие подходы пришлось применять в ОКБ Сухого для решения кадрового вопроса?
— Да, в 90-е было везде тяжело. Эти годы выкосили «золотую середину» — работников среднего возраста, имеющих уже большой опыт, но которым было ещё далеко до пенсии, то есть самую работоспособную часть коллектива. В то же время студенты, оканчивающие технические вузы, не знали, куда идти работать, часто устраивались не по специальности. Рабочие руки были нужны, но их не было.
Однако руководство ОКБ Сухого уже в самом начале 1990-х взяло курс на привлечение и удержание молодёжи, справедливо полагая, что без неё авиационное предприятие не имеет будущего. Своевременно принятой мерой по ликвидации возникшей угрозы нехватки молодых кадров стало формирование в рамках кадровой политики ОКБ комплекса мероприятий по привлечению, развитию и удержанию на предприятии молодёжи. Была организована система, позволявшая привлекать молодых специалистов. Их старались заинтересовать, поручали ответственную работу, платили чуть больше, чтобы они оставались на предприятии.
В конце 1990-х годов эту работу поручили Вере Степановне Филипповой. И тогда ещё студенты 4-го курса и выпускники МАИ, такие как Михаил Стрелец, Максим Чекин, Олег Орловский, Алексей Матвеев, Александр Шкода и многие другие пришли на работу в ОКБ. Сегодня — это, можно сказать, список руководителей ОКБ Сухого. В то время их своей заботой и вниманием окружила Вера Степановна. Из этих молодых ребят была создана первая группа резерва — 11 человек!
— Прямо, как «11 друзей Оушена»...
— Только у нас «11 друзей Сухого». За каждым из них был закреплён куратор из руководства ОКБ — Михаил Погосян, Сергей Коротков, Евгений Савельевских и другие. Практически все из той «золотой группы 11» до сих пор продолжают работу на нашем предприятии.
— В чём выражалось это прикрепление выпускников к руководителям ОКБ?
— Это были отношения по принципу наставничества. Такой подход обеспечивал преемственность. Наставники регулярно встречались со своими подопечными, наблюдали, как они работают, обсуждали с ними возникающие проблемы, давали им дополнительные задания, смотрели — тянут они или не тянут.
Но ситуация с кадрами всё равно ухудшалась: работы в ОКБ было много, пожилые сотрудники уходили, а таких выпускников, к которым были бы прикреплены кураторы-руководители, не могло быть много. Поэтому примерно в 2004 году появился новый кадровый проект, который бы позволил решить проблему с пополнением коллектива молодыми, хорошо подготовленными кадрами.
«Приходи и делай»
— Именно тогда вы и пришли в ОКБ Сухого?
— Да. На тот момент я работала преподавателем русского языка в Институте русского языка имени Пушкина. Я случайно встретилась с Михаилом Аслановичем Погосяном, который возглавлял компанию «Сухой». Он рассказал о проблемах с приходом молодёжи на предприятие и предложил организовать работу с учебными заведениями для подготовки кадров. Мы поговорили, но я продолжила работать у себя в институте. На следующей встрече я ему предложила вариант организации работы по подготовке кадров. Тогда Погосян говорит: «Слушай, ты сама приходи и делай это все». Но мне нравилась моя работа в институте. Она была творческая: к нам приезжали иностранцы, которые по-русски говорили еле-еле, а спустя год мы их выпускали уже хорошо говорящими на нашем языке. Это была короткая дистанция, на которой сразу был виден результат твоей работы. Михаил Асланович тогда говорит: «Ты попробуй. Приходи пока на полставки. Не получится — уйдёшь». Так в 2004 году я пришла на «Сухой» на полставки.
— Как складывалась работа на новом месте?
— Мне тогда Михаил Асланович предложил: если будут вопросы, спроси Алексея Матвеева и Михаила Стрельца (сегодня один из них — руководитель КБ, второй — первый заместитель управляющего директора компании «Сухой», директор ОКБ Сухого).
Сначала они отнеслись ко мне скептически. Мы тогда решили изменить систему набора молодёжи. Нужно привлекать не только студентов-дипломников, пришедших в КБ на практику. Это уже слишком поздно. Даже брать ребят с третьего курса было поздно. Нужно искать заинтересованных ребят ещё раньше. И решили проводить олимпиады по авиации для школьников. Эту идею активно поддержал Стрелец. И тогда уже те одиннадцать, пришедшие в 1990-х, активно включились в работу.
И вот с 2005 года ежегодно ОКБ Сухого совместно с Московским авиационным институтом проводит олимпиаду по авиации среди школьников 10-11 классов, учащихся техникумов и колледжей. Её цель — отбор наиболее талантливых и увлечённых авиацией ребят, из которых через несколько лет могут получиться адаптированные под специфику ОКБ Сухого молодые специалисты-инженеры. Результатом проведения таких олимпиад стало создание из числа их победителей, призёров и финалистов групп целевой подготовки ОКБ Сухого. Эти группы обучаются в МАИ по таким направлениям подготовки, как самолёто- и вертолётостроение, проектирование авиационных и ракетных двигателей, электроэнергетика и электромеханика, радиоэлектронные системы и комплексы, а также интегрированные системы летательных аппаратов и ракетные комплексы и космонавтика.
Авиа-олимпийцы
— Как ребята попадают на олимпиаду по авиации?
— Ребятам необходимо просто пройти процедуру регистрации, заполнив анкету, размещённую на официальном сайте компании и МАИ. Но это сегодня есть современные технологии! А в 2005-м был только городской телефон.
— Как сейчас проходит олимпиада?
— Она проходит в два тура. Первый тур — в декабре на территории МАИ, по профилям естественных наук — математика и физика, русский язык, специализированные вопросы по тематике института, на который подана анкета. Также выдаются задания на техническое творчество.
В конце первого тура участники получают домашнее задание на второй тур. Задание включает подготовку проекта самолёта с использованием собственных знаний и авиационной литературы. Проект должен сопровождаться графическими материалами с акцентом на особенностях данного самолёта, проведённым сравнительным анализом с самолётами-аналогами и объяснением принятых технических решений. Ко второму туру допускаются участники, набравшие наибольшее количество баллов. И пока будущие авиаторы корпят над своими проектами, организаторы уже готовятся ко второму туру.
— А что во втором туре?
— Второй тур проводится в январе в форме защиты индивидуального проекта перед конкурсной комиссией. Ребята отвечают на вопросы, спорят, отстаивают свои идеи. В состав конкурсной комиссии олимпиады входят представители руководства ОКБ Сухого (те самые, пришедшие в 90-е) и директора институтов МАИ (раньше это были факультеты). Конкурсные комиссии по институтам оценивают техническую грамотность ребят в вопросах проектирования и эксплуатации летательных аппаратов, умение не только представить свой проект, но и показать его реализуемость. Задают вопросы с целью выявить у участников умение логически мыслить и обосновывать свою точку зрения.
— А когда же результаты?
— Весной в ОКБ Сухого проходит торжественное подведение итогов олимпиады. Начинается всё с экскурсии по территории предприятия. В этот день сбывается заветная мечта многих ребят — увидеть знаменитое конструкторское бюро, в котором создаются выдающиеся образцы авиационной техники и работают замечательные люди. Все участники олимпиады награждаются памятными подарками, а победители, призёры — сертификатами и денежными вознаграждениями. Получение сертификата — главный приз. Это возможность обучения в МАИ в группах целевой подготовки ОКБ Сухого. За 16 лет проведения олимпиад в них приняло участие свыше 1800 ребят, более 300 получили сертификаты на целевое обучение.
Необходимо учесть и географический масштаб проведения олимпиады. В ней принимают участие не только жители Москвы и Подмосковья, но и учащиеся из Комсомольска-на-Амуре, Томска, Челябинска, многих других городов России.
Целевик в ОКБ
— Как дальше протекает их учёба в вузе?
— Мы их оформляем на работу на «Сухом» на полставки уже с 1-го курса. Поначалу пришлось очень долго доказывать, что именно так нужно делать. Оформляем по трудовому законодательству, с трудовой книжкой, всё как положено. За отработанное время они получают зарплату. И ребята сразу уже привыкают, что зарабатывают себе зарплату сами: сколько поработал — столько получил, и не только зарплату! Ещё и репутацию! Как у Пушкина — береги честь смолоду. Гибкий график работы позволяет им уделять достаточно времени учёбе. А если ребята хорошо учатся, без троек, то получают повышенную стипендию имени Сухого.
Первые 5 лет мы работали только с 1-м факультетом (сегодня — институтом № 1) МАИ. Потом поняли, что нам нужны специалисты по профилю 3-го факультета. Потом подключили 2-й и 4-й, 6-й, 7-й. В институте № 1 мы ежегодно формируем из обладателей сертификатов олимпиад ровно одну целевую группу в 10-15 человек. Это то количество специалистов, которое нам нужно каждый год. В других институтах МАИ — 1-2 человека, потому что нам не нужно ежегодно больше специалистов тех профилей. Ребятам с 1-го курса сразу предоставляется рабочее место в ОКБ, а по окончании вуза мы их гарантированно берём на полную ставку. Конечно, возможен какой-то отток, но мы готовы предоставить рабочие места всем.
Педагоги по зову души
— Помимо предоставления работы, от ОКБ Сухого ещё кто-то участвует в процессе обучения?
— Конечно. Мы привлекаем наших специалистов, чтобы они читали ребятам лекции по нужным направлениям. Некоторые говорят: «Хорошо, пару-тройку лекций я прочту». Но пара-тройка — мало, я прошу побольше. Когда специалист готовится к лекции, он, естественно, делает для себя записи. Сначала он даёт план занятий, потом — подробнее, тезисно. И в результате появляется хороший раздаточный материал. Сейчас у нас есть напечатанные в ОКБ методические пособия наших специалистов почти по всем предметам.
Пандемия COVID-19 поставила нам задачу записать все эти лекции. Это было необходимо для организации удалённого обучения. И многие наши сотрудники-преподаватели откликнулись на эту просьбу. Например, заместитель главного конструктора ОКБ Сухого Вячеслав Зенкин, прекрасно знающий всю историю предприятия, преподаёт историю авиации и для наших целевиков. В свое время он написал по своему предмету хорошую методичку. В 2021 году Вячеслав Николаевич сам предложил: «Я посмотрел свою методичку. Она уже устарела. Я буду её переписывать». И за это он не получает никаких денег. Это просто зов души человека.
Среда — «день Сухого»
— Как организуются занятия целевых групп на «Сухом»?
— Занятия в ОКБ проводятся в свободное от учёбы в МАИ время по специально составленному расписанию. С институтом № 1 МАИ мы договорились, что у студентов есть на неделе один специальный «день Сухого». В последние годы это была среда. Я пыталась договориться и с деканами других институтов, но там у нас 1-2 целевика. А что будут делать в этот день остальные студенты? Мы их тоже можем принять у себя. Но это уже вопрос добровольный, кто-то может и не пойти на лекции в «Сухой». Из-за такой неопределенности пока «дня Сухого» в этих институтах нет.
Нашим целевикам в этот день лучшие специалисты компании дают возможность познакомиться с передовым опытом создания новейших образцов авиационной техники, современными технологиями проектирования, производства и эксплуатации летательных аппаратов. Наши сотрудники читают лекции и ведут семинары по тем направлениям, которые необходимы для работы в ОКБ. И прошедшие целевое обучение, став специалистами, сами уже начинают вести занятия.
— Как учились целевики в условиях самоизоляции?
— В 2020 году впервые в условиях карантина для наших студентов целевой подготовки были разработаны и проведены вычислительная, технологическая и производственная практики в дистанционном формате. К разработке привлекались специалисты разных структурных подразделений и студенты старших курсов, что обеспечило возможность подготовить индивидуальные задания для студентов по всем шести направлениям целевой подготовки.
Лучшие из лучших — на заводы
— Сколько в обычные годы в целом ребят приходит на «Сухой» на практику?
— Ежегодно у нас проходят практику от 180 до 250 человек, 50-60 % из них — студенты целевой подготовки, 20-30 % — студенты, начинающие свою трудовую деятельность в нашем ОКБ с 3-го курса, и 10-20 % составляют практиканты, направляющиеся к нам по договору с институтом.
Все виды практик, организованные для студентов целевой подготовки, завершаются экскурсиями на авиационные предприятия: ЛИиДБ, ЦАГИ, предприятия ОАК, которые входят в обязательную, как мы считаем, программу подготовки студентов, и в Центральный музей ВВС в Монино. Их цель — повышение конструкторской грамотности, расширение кругозора, мотивации и сплочения коллектива будущих молодых специалистов нашего предприятия.
— Специалисты ОКБ наверняка участвуют и в проведении практик?
— В организации практик у нас отчетливо наблюдается преемственность поколений и заинтересованность в подготовке будущих специалистов ОКБ. Работники предприятия разрабатывают методические материалы и задания для каждого из студентов старших курсов, исходя из специфики профессиональной подготовки и направления их обучения в МАИ. И такая подготовка проводится для каждого вида практики. А вот на последних курсах, перед дипломом, лучшие из лучших направляются на наши серийные заводы в Комсомольск-на-Амуре и Новосибирск, а также в Жуковский и Ахтубинск, где находятся наши ЛИиДБ.
Целевые студенты, прошедшие практику, совместно с преподавателями целевой подготовки участвуют в процессе усовершенствования программ, заданий, методических пособий для студентов младших курсов, выступают в роли кураторов во время проведения практики. Мы не стоим на месте, мы всё время «Растём вместе!».
Для еще более быстрой адаптации и вовлечения студентов в «жизненный цикл ОКБ» на предприятии существует система наставничества и кураторства, в которой участвуют специалисты, носители ключевых технических компетенций, молодые специалисты и студенты целевой подготовки.
Большая семья ОКБ
— Ребята, проходящие такую подготовку, наверное, быстрее становятся членами, если так можно выразиться, «семьи Сухого»?
— Да, мы смеёмся, что ОКБ Сухого — как большая деревня, где все живут вместе и каждый про каждого знает. Вовлечению студентов в жизнь компании мы уделяем особое внимание. Для этого проводятся студенческие и корпоративные слёты, конкурсы по авиации, циклы технических лекций. Студенты-целевики посещают различные научно-технические форумы, совместно со специалистами ОКБ, занимаются подготовкой и проведением олимпиады по авиации, проведением мастер-классов, в общем, становятся настоящими суховцами.
Ребята постоянно сами разрабатывают все новые и новые мастер-классы и сами же проводят их. Эти мастер-классы, разработанные студентами целевой подготовки, давно уже вышли за пределы ОКБ и пользуются огромной популярностью на различных профориентационных площадках. Участники фестивалей «Старт карьеры» и NAUKA 0+, салона МАКС очень легко и быстро находят стенд ОКБ Сухого. Участие в таких групповых мастер-классах, как «Построить самолёт», помогает старшим школьникам сделать выбор будущей профессии. Детям помладше — узнать в игровой форме о профессии авиастроителя, сделав своими руками маленькую копию одного из самолётов марки «Су», чтобы потом запустить его в «полёт». Каждый уходит с такого мастер-класса со своим самолётом.
Кроме того, ежегодно в начале учебного года проходят конференции студентов групп целевой подготовки. На этих встречах подводятся итоги прошедшего учебного года, ребята делятся запомнившимися событиями, строятся планы на новый учебный год. Старшекурсники и вновь пришедшие «маленькие» обсуждают интересные темы и проблемы, конечно же, авиационные.
Технари из Р4
— Вы же ещё формируете из своих целевиков и технический резерв. Расскажите, пожалуйста, поподробнее об этой системе.
— Все корпоративные университеты готовят в основном управленческие компетенции. Это модно. Но у нас-то — технари, и не все собираются быть управленцами. Многим нравится заниматься только техникой. Поэтому мы решили, что из студентов-целевиков мы должны ещё сделать и технический резерв. С 2013 года в ОКБ Сухого успешно функционирует программа студенческого технического резерва Р4. Р4 потому, что есть уровни управления предприятием Р1, Р2 и Р3. А это — Р4, чисто технический резерв. Формирование группы примерно из 12 участников для программы происходит из числа учащихся групп целевой подготовки МАИ на 2-м курсе. Отбираются те, кто обладает наиболее высоким уровнем продуктивности мышления, активной жизненной позицией и заинтересованностью в долгосрочной работе в ОКБ. Необходим и положительный отзыв от начальника отдела ОКБ, в котором работает целевик.
Данная программа нацелена на развитие корпоративных и технических компетенций у студентов, на развитие имеющихся и получение новых знаний и навыков, необходимых для обеспечения технического и кадрового резерва.
— Чем конкретно занимаются ребята, участвующие в программе Р4?
— Каждому участнику программы Р4 определяют три индивидуальные задачи, которые он должен выполнить в течение будущего года — две от отдела, в котором целевик работает, и одну от отдела перспективных технических знаний и навыков, то есть от нас. Результатами выполнения задач могут быть: написанные методические пособия, инструкции, руководства, созданные электронные каталоги, библиотеки, архивы конструкторской документации, справочники типовых конструкторских решений. Кроме решения технических задач, участники помогают в организации олимпиад и конкурсов по авиации. Они участвуют в подготовке технологических и вычислительных практик для студентов, разрабатывают мастер-классы для участия в форумах, выставках, авиасалонах с целью профориентации. Ребята выпускают газету «Молодой суховец», организуют семейные дни на предприятии, оформляют фотогалерею, занимаются оцифровкой архивных документов для интерактивного музея ОКБ Сухого. Они также создают электронные библиотеки учебной и методической литературы для студентов, осуществляют мониторинг научно-технических мероприятий Москвы и Московской области. Так подрастает новая команда. Вся информация о внешних мероприятиях, видеозаписи лекций, презентации выгружаются в СУЗ — систему управления знаниями ОКБ Сухого.
А ещё участники Р4 проходят обучение, направленное на развитие корпоративных компетенций: продуктивность мышления, организация работы, работа в команде, коммуникация. Эти четыре модуля обучения составляют школы Р4, которые проходят в зимний и летний период.
— Как сами ребята отзываются о своём участии в программе Р4?
— Сейчас можно с уверенностью сказать, что эта программа успешна. 100 % опрошенных положительно оценили участие в ней. Со слов респондентов, программа помогает им совершенствовать профессиональные навыки, расширять знания по тематикам работ подразделений, даёт возможность проявить свои организаторские способности и развить коммуникативные навыки. У каждого резервиста есть куратор — работник отдела перспективных технических знаний и навыков, который помогает и контролирует выполнение задач.
«Кубик Рубика» из компетенций
— Отлично, система целевой подготовки успешно действует, есть программа подготовки кадрового резерва. А что дальше?
— Мы ещё занимаемся техническими компетенциями. Мы решили описать все те, что есть на нашем предприятии. В результате мы собрали 2,5 тыс. компетенций, оформили паспорта Центров технических компетенций, расписали их по всем структурным подразделениям. Есть справочник этих компетенций и оценки уровня владения ими. Теперь мы хотим выстроить систему обеспечения базовых компетенций, которые есть в вузе.
Например, есть отдел Х, в который направляется студент, обладающий базовыми техническими компетенциями. Дальше эти компетенции развиваются в отделе Х. Затем мы определяем, какие есть в этом подразделении перспективные компетенции: сегодня они могут быть не очень нужны, а через 5 лет станут необходимы исходя из плана стратегического развития предприятия. Причём, всем работникам не обязательно владение всеми компетенциями. Всегда каждый знает что-то лучше, а что-то хуже. Когда у начальника отдела будет вся информация по возрастной структуре и весь список необходимых компетенций, уровень владения ими, ему будет легко понять, кто ему нужен. У него будут готовы требования к выпускнику вуза, который в дальнейшем сможет заменить уходящего специалиста пенсионного возраста. А этого возрастного специалиста он определит в наставники к вновь приходящему выпускнику или второкурснику целевику. Может быть и такая ситуация, что компетенция скоро потребуется, а в подразделении нет ни одного специалиста, владеющего ей. Тогда требуется обучить ей или имеющегося специалиста, или подготовить по ней будущего выпускника. В итоге получается такой «кубик Рубика», который можно и так и сяк поворачивать. И из этого всего можно заранее планировать набор, подготовку кадров, обучение целевиков и работников.
Трое суховцев из четверых целевиков
— И в итоге, какова сейчас ситуация в ОКБ с подготовкой кадров, с целевым обучением?
— Проводя в 2005 году первую олимпиаду, мы понимали, что первые результаты от нашей программы будут лишь спустя 5 лет, когда ребята закончат обучение в МАИ. Тогда же мы раскинули свои «сети» — стали активно собирать студентов на практику в ОКБ. Был, конечно, естественный отсев: кто-то уходил на другие предприятия. В результате примерно к 2015 году была ликвидирована кадровая «яма»: на «Сухой» пришло огромное количество молодёжи. Если не брать коммерческие предприятия, а посмотреть по государственной структуре, на сегодня в «Сухом» самый молодой средний возраст инженерного состава. Сейчас у нас почти нет дефицита в молодёжи. Мы всё ближе и ближе к идеалу по возрастному параметру.
Если оценивать нашу работу по подготовке студентов за весь период, то из 100 % приходящих на целевое обучение примерно 75 % после вуза остаётся работать в ОКБ, то есть трое из четверых. Я считаю, что это очень хороший процент.
И ещё — у нас отличная команда! Без неё не было бы этого результата, не было бы творческих успехов, не было бы уверенности в нашем будущем! Поэтому хочу сказать всем огромное спасибо! Больших дальнейших успехов.