БПЛА: как в МАИ осваивают профессии будущего

22 марта 2022
БПЛА: как в МАИ осваивают профессии будущего

Дроны бывают разные: они участвуют в гонках, накал страстей в которых не уступает Формуле 1, их используют для съёмки, контроля за дорожной ситуацией, доставки грузов, удобрения полей и в поиске пропавших. Где обучают этим профессиям? В Лаборатории «Школа дронов» Детского технопарка МАИ «Траектория взлёта» Московского авиационного института. Как это происходит и чем ещё занимается «Школа дронов», рассказал её руководитель Кирилл Щукин.

Кирилл, расскажите, как вы оказались в МАИ и откуда интерес к БПЛА?

Мне всегда была интересна тема авиации. Благодаря этому я и поступил в Московский авиационный институт. Уже на четвёртом курсе начал работать в Опытно-конструкторском бюро Сухого, которое разрабатывает гражданскую и военную авиационную технику. Здесь я проработал 10 лет, а потом волею судьбы снова попал в МАИ. Это был 2016 год. В этот период в Россию только пришёл дрон-рейсинг и ещё не было такой специальности, как оператор БПЛА, но уже были люди, которых эта тема интересовала.

На базе секции авиамоделирования в МАИ я смог собрать команду энтузиастов. Так мы стали новым образованием, которое помогало осваивать тогда ещё не специальность, а набор навыков по пилотированию малых дронов.

Что такое дрон-рейсинг?

Это гонки на дронах. Оператор удалённо управляет аппаратом при помощи видеосвязи с БПЛА. Камера, установленная на дроне, передаёт сигнал на специальные шлем или очки, и оператор, ориентируясь на изображение, проходит трассу, избегая препятствия, залетая в труднодоступные места.

Дрон-рейсинг зародился в Австралии, и из увлечения перерос в своего рода вид спорта и способ неплохого заработка. Например, в 2016 году были проведены гонки в Дубае, где студент МАИ занял третье место с призом 200 тысяч долларов.

И ряды энтузиастов стали пополняться?

К нам начали приходить наши студенты, которые просили научить управлению либо помочь собрать свой первый аппарат. Потом их друзья, потом друзья друзей... Так мы вышли сначала на московский уровень, а потом региональный уровень. Ну а позже поняли, что необходимо создать профессиональную школу дронов, в рамках которой будут созданы образовательные программы. Так мы вышли на федеральный уровень — ездили по всей стране с мастер-классами, шоу, мероприятиями. К слову, наша команда способствовала развитию московского фестиваля дронов, который проходит ежегодно. А в 2019 году сборная России под моим руководством заняла третье место на европейском турнире. Это серьёзный результат.

Дальше всё формализовалось. Институт помог мне стать официальным членом общества системы подготовки специалистов БПЛА. Теперь совместно с Центром БПЛА, технопарком МАИ «Траектория взлета» занимаемся подготовкой детей и взрослых, как в рамках общеобразовательной системы, так и по системе профессиональной переподготовки.

Расскажите подробнее о программах подготовки. На какой возраст они рассчитаны?

Мы разработали несколько программ. В Детском технопарке «Траектория взлёта» МАИ преподаём курсы для детей 10-17 лет — от ознакомительных до полупрофессиональных, которые включают как изучение и управление беспилотником, так и его программирование, изучение и соотнесение между собой комплектующих. На курсах в рамках практических занятий школьники пилотируют беспилотники сверхмалых габаритов, полёты которых осуществляются непосредственно в технопарке. Обучение полётам происходит как на симуляторе на компьютере, так и на реальном беспилотнике с использованием VR-очков.

Для взрослой аудитории мы проводим обучение в рамках дополнительной профессиональной подготовки либо в «Школе дронов» МАИ, либо в Центре БПЛА МАИ. Здесь мы предлагаем ряд программ: от оператора БПЛА широкого профиля до специализированных программ, настроенных под конкретные модели, которые существуют на рынке. Например, модели мультиспектральной съёмки, лидарного сканирования, беспилотники самолётного типа. Слушатели получают знания в области воздушного права, планирования полётов, производственных нагрузок, метеорологии, техники безопасности, эксплуатационных особенностей аппарата. Практиктические занятия проходят на аэродроме МАИ в Алферьево.

Как проходят занятия со школьниками? Что входит в программу?

Самое главное — это техника безопасности. У дрона множество вращающихся деталей, мощные моторы. Поэтому первое, чему мы посвящаем занятия — это правильная эксплуатация. Далее рассказываем, как управлять беспилотниками, пробуем летать на компьютерном симуляторе, а затем, когда ребята уже приобретают первоначальный навык — практикуем реальный полёт, как без VR-очков и с ними (FPV-пилотирование). Параллельно с этим рассказываем на занятиях об общем строении беспилотника, учим его собирать и программировать.

Получив в «Школе дронов» серьёзную образовательную базу, куда можно пойти учиться дальше?

Наша главная задача на первоначальном этапе — это завлечь и познакомить ребёнка с удивительным и увлекательным миром беспилотников, показать ему возможные дальнейшие шаги к профессии. Например, в дальнейшем он сможет пойти в профессиональный спорт — гонки на беспилотных летательных аппаратах. Заработок пилотов находится примерно на том же уровне, что и у атлетов в большом спорте. Также можно пойти в кинопродакшн и снимать ролики с дронов. Это чрезвычайно востребованная профессия.

Вы также можете пойти учиться дальше, получить высшее образование. В МАИ есть множество направлений, так или иначе связанные с беспилотными летательными аппаратами.

Как записаться на обучение?

Школьники и их родители могут выбрать интересующий курс по БПЛА на сайте Детского технопарка МАИ «Траектория взлёта», а тем, кто заинтересован в профессиональном обучении, я рекомендую посетить сайт «Школы дронов» и Центр БПЛА МАИ.

Какой документ об окончании обучения вы выдаёте?

Документ, подтверждающий прохождение образовательной программы — важный этап на пути к реализации себя в профессии. Поэтому учащимся детского технопарка мы вручаем сертификат об окончании курса, а выпускники «Школы дронов» получают сертификат или свидетельство, подтверждающее их квалификацию. Со свидетельством они могут подавать документы для получения разрешения на полёты в городе.

Какие самые популярные категории дронов вы бы выделили?

Первая категория — это БПЛА, которые используют для фото- и видеосъемки, в том числе в тепловизионной и лазерной. Модельный ряд таких аппаратов очень широкий — от 249 грамм до 10-15 кг.

Ну и вторая категория, которая все больше набирает популярность — это аппараты для дрон-рейсинга.

А дроны, которые используются для доставки?

Воздушные курьеры пока официально не могут летать над городом, но работы по их созданию активно ведутся. И это становится трендом.

Есть и роботизированные базовые станции БПЛА, в создании одной из которых я участвовал. По команде оператора дрон вылетает со станции, достигает заданных координат и ведет прямую трансляцию в командный центр. Так можно оценить ход строительства дома, ситуацию на дороге и т. п.

Развитие отрасли идет очень активно. И тут нужно помнить, что дрон — это носитель полезной нагрузки, а вот уже его назначение определяет сам пользователь или производитель.

Лаборатория «Школа дронов» занимается разработкой собственных проектов...

Да, мы работаем над концептом проекта дрон для ГИБДД, планируем создать софт для него. Такой дрон сможет вылетать на место ДТП, делать детальную съемку (то что сейчас делает инспектор) и отправлять данные в систему. Аппарат должен быть оснащен чувствительными датчиками и камерами высокого разрешения, быть компактным и бесшумным.

Ещё один наш проект — дрон для поиска заблудившегося в лесу человека.

Это реализованный проект, который успешно прошел летные испытания. Компактный, он автоматически преодолевает препятствия, ориентируется в кронах деревьев, пролетает под ними. При помощи нейросети находит человека, который лежит, стоит или сидит, или идентифицирует часть тела. И сразу же отправляет координаты в центр спасения.

Сколько проектов у «Школы» в разработке сейчас?

Порядка 5 проектов, которыми мы занимаемся каждый день: либо разработка концепции, либо внедрение. Это дроны-доставщики, дроны для мониторинга, для скоростной съемки. Вообще, мы можем создать дрон для реализации любой задачи.

В чем ваши сильные стороны, в чем вы лучшие?

Отрасль очень быстро развивается. Мы лучшие с точки зрения интеграции решений, подбора характеристик БПЛА в зависимости от его задач. Создать дрон может практически каждый. А вот обеспечить его максимальным запасом хода, грузоподъемностью, либо создать ПО, которое будет более стабильным для пользователя... Это вызовы, с которыми сталкиваемся на данный момент и с которыми успешно справляемся.

Каким, на ваш взгляд, будет мир 2051 года?

Мы не увидим привычных вещей. Авто, самолёты, беспилотники станут более технологичными, автономными и безопасными. Думаю, в 2051 году мы будем вызывать не яндекс-такси, а яндекс-дрон. Технологии развиваются и будут развиваться, а мы в МАИ прикладываем все усилия для их активного развития.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7