Увидеть Дальний Восток и поработать над Су-57: что такое «Авиапрактика» в МАИ

8 апреля 2022

Московский авиационный институт тесно сотрудничает с ведущими высокотехнологичными компаниями России. Одним из важнейших стратегических партнёров МАИ является Комсомольский-на-Амуре авиационный завод имени Ю. А. Гагарина — лидер отечественной авиационной промышленности. МАИ и КнААЗ ведут совместные научно исследовательские и опытно-конструкторские работы, сотрудничают в вопросах студенческих стажировок, формирования кадрового резерва и других.

В апреле 2021 года стартовала комплексная программа подготовки кадров МАИ—КнААЗ «Авиапрактика». В рамках программы 49 студентов МАИ побывали на Дальнем Востоке и не только увидели, как создаются легендарные Су-35, Су-57 и Sukhoi Superjet, но и лично приняли участие в работе завода.

Запуск программы и отбор кандидатов

Одним из инициаторов запуска программы стал ведущий специалист Дирекции перспективных научных программ МАИ Александр Хван.

— Я начинал свою карьеру в ОКБ Сухого, и моей мечтой всегда была командировка на КнААЗ, — рассказывает он. — Прошло много лет, но я не забыл об этой мечте. Когда в феврале 2021 года встал вопрос об организации практики для магистров совместной программы МАИ и Шанхайского университета Цзяо-Тун, то никаких сомнений относительно места её прохождения не было.

В короткие сроки удалось договориться с руководством завода. Начальник учебного центра КнААЗ Татьяна Чурсина поддержала идею, и программа практики для небольшой группы магистрантов была согласована.

— После моего первого приезда я убедился, что КнААЗ — это важнейшая стратегическая точка на карте сотрудничества МАИ с авиационной промышленностью. Также я понял, что МАИ и КнААЗ могут делать больше, чем недельные студенческие практики, — вспоминает Александр Хван.

Так и произошло: на сегодняшний день МАИ и КнААЗ совместно выполняют около десятка различных проектов. С обеих сторон для их реализации задействовано более 50 специалистов. Важнейшим из этих проектов непосредственно для маёвцев является «Авиапрактика» — летняя стажировка на Комсомольском-на-Амуре авиационном заводе. Для студентов проект стал возможностью не только получить реальный опыт на отраслевом предприятии, но и решить для себя вопрос будущего трудоустройства.

Студент третьего курса института № 1 «Авиационная техника» МАИ Артемий Горохов рассказал, как принял решение об участии в проекте:

— О стажировке я услышал от своего соседа по общежитию и сразу решил принять участие в отборочных этапах. Я был наслышан о КнААЗ и уже на тот момент знал, что это ведущий завод в отрасли. Там производят Су-57 — это меня очень вдохновило. Ещё одним немаловажным фактором стало расположение завода на Дальнем Востоке — в регионе, который знаменит своей завораживающей природой.

Чтобы попасть на практику, нужно было пройти отбор из более чем 250 претендентов. Финальным этапом отбора стало собеседование с Татьяной Чурсиной.

— Уровень подготовки студентов МАИ действительно высокий — говорит Татьяна Павловна. — Чтобы пройти отбор, студенты должны были продемонстрировать не только хороший уровень академической подготовки, но и активное желание развиваться в авиастроении. Учитывались такие факторы, как наличие успешных проектов, участие в студенческих активностях и, что самое важное, осознание своей траектории развития.

Путешествие на Дальний Восток

Что собой представляет практика на заводе и как маёвцы провели месяц лета на Дальнем Востоке, рассказал студент третьего курса института № 1 Владимир Денисов:

— Практику я проходил в должности техника-технолога, что подразумевало работу с техпроцессами и их редактированием. Но и помимо работы было множество активностей: это экскурсии по заводу и городу, мероприятия по тимбилдингу, которые готовили нас к работе в команде. Одним из мест для такого мероприятия был горный комплекс Холдоми — одно из самых живописных мест Хабаровского края.

Перелёты, проживание и питание были для студентов МАИ бесплатными. Маёвцы жили в гостинице в двухместных и одноместных комнатах. Обычный день практики — это ранний подъём, завтрак в гостинице, восемь часов на заводе, которые чаще всего были наполнены не только работой, но и различными активностями, подготовленными администрацией. Вечером ребята гуляли по городу, играли в настольные игры и просто отдыхали.

— С точки зрения опыта, знакомств, да и просто хорошо проведённого времени, этот месяц был уникальным, — делится Артемий Горохов.

Ключевым событием для многих участников практики стало принятие решения о заключении целевого договора с Комсомольским-на-Амуре авиационным заводом.

— Решая, заключать ли целевой договор с КнААЗ, я рассмотрел много «за» и «против». С одной стороны, Комсомольск-на-Амуре находится очень далеко от Москвы и от моей малой родины — Уфы. Да и после жизни в столице может показаться, что Комсомольск-на-Амуре очень уж маленький город. Однако эти недостатки перекрывает красота природы Дальнего Востока, — говорит Артемий. — Что касается условий, которые предлагает завод, здесь огромное количество «за»: это и зарплата, и социальные гарантии. Завод может обеспечить тебя всем, чем нужно: льготная ипотека, проценты по которой выплачивает предприятие, бесплатная аренда квартиры первые три года жизни в городе, отпуск раз в год за счёт завода.

КнААЗ даёт студентам и другие «бонусы».

— Во-первых, это возможность сразу после окончания обучения получить бесценный опыт работы на самом динамично развивающемся авиационном предприятии страны. Технологии, которые используются на нашем заводе, являются передовыми в отрасли, — отмечает Татьяна Чурсина. — Во-вторых, КнААЗ — очень развитое предприятие с точки зрения социальной заботы о своих сотрудниках: различные льготы, продлённый отпуск, предоставление квартиры. К тому же завод предлагает зарплату для выпускников на порядок выше, чем в аналогичных местах в европейской части России.

Набор на практику, которая стартует летом 2022 года, открыт уже сейчас. Чтобы принять участие в проекте, нужно заполнить заявку на сайте. Подать заявку могут студенты всех институтов и форм подготовки.

В этот день было

Создана Киевская фирма «Аэрос»
Впервые участие вертолёта Ка-25ПС в проводке судов полярной ночью
Утверждено тактико-техническое задание на многоразовую систему "Энергия-Буран"