От практики к трудоустройству: начальник Учебного управления МАИ — о карьерных траекториях студентов
20 июля 2022Начальник Учебного управления Московского авиационного института Александр Ермаков стал участником прямого эфира в пресс-центре «МК». В ходе эфира эксперты обсудили вопросы профессионального самоопределения и трудоустройства молодёжи. Александр Ермаков рассказал, как устроена практика маёвцев, что такое Цифровая кадровая платформа МАИ и какие карьерные перспективы открываются перед студентами.
О летней практике
— Практика у студентов МАИ, в зависимости от курса, продолжается от трёх до четырёх недель и завершается в конце июля. Первая практика связана, поскольку вуз технический, с программированием. Начиная со второго курса, идёт практика на предприятии.
Целевики строго идут по своим предприятиям, а все остальные могут выбрать сами, куда они хотят. У каждого института МАИ есть пул определённых предприятий, куда направляют на практику.
О карьерном старте
— От того, как ты себя зарекомендуешь на практике, складываются твои возможности трудоустройства. Мы собираем статистику: с третьего курса ребята в основном уже работают на предприятиях. Заинтересованные работодатели берут талантливых ребят, составляют им индивидуальный график работы, подстраиваются под их расписание.
Буквально несколько лет назад у нас по кафедре выпускалась дипломница. Она проходила практику на ПАО «Ил» и как только получила диплом, её сразу пригласили начальником отдела. Она даже не продолжила обучение в магистратуре: решила сначала заняться карьерой, а потом вернуться. Её, как говорят, «с руками оторвали».
О содействии университета
— Сейчас в нашем университете широко развивается Цифровая кадровая платформа, которая объединяет запросы от предприятий и от студентов. При совпадении интересов студенту предлагается трудоустроиться. Также есть Центр карьеры, помогающий найти под желания студентов вакансии на предприятиях, с которыми мы сотрудничаем. Кроме того, проводятся ежегодные встречи работодателей со студентами на территории МАИ.
На Цифровой кадровой платформе студенты размещают резюме, и им показываются конкретно те предложения, которые подходят под их запрос. Соответственно, работодатель отсматривает тех студентов, которые удовлетворяют его требованиям: например, со знанием определённых баз данных, языков программирования и т.д. Запустили её после Нового года, и 150 студентов уже трудоустроились.
О профориентации студентов
— Одно из последних новшеств — система 2+2+2. В чём преимущество: первые два года все студенты учатся по одной программе в соответствии с укрупнённой группой специальностей. Например, я преподаватель института № 6 «Аэрокосмический». У нас есть специальность «Проектирование, производство и эксплуатация ракет и ракетно-космических комплексов» и есть предмет «Введение в специальность». Студенты посещают его в течение семестра, слушают преподавателей по кафедре, выполняют лабораторные работы. И в конце года они изъявляют своё желание: хочу проектировать летательные аппараты, спутники, двухсредные летательные аппараты, системы жизнеобеспечения... Получается более тонкий подход.
О поиске подработки
— Активных студентов, которые хорошо учатся, мы приглашаем на подработку летом в приёмную комиссию. Они рассказывают о МАИ абитуриентам, родителям, которые больше доверяют студентам, чем сотрудникам. Есть те, кто остаётся потом работать в вузе.
У меня был студент, который подрабатывал вечером в «Мюзик-холле» в гардеробе. Недавно он мне прислал пригласительный: у них был премьерный спектакль, где он на сцене играет. И самое главное, что учится на «четыре» и «пять».
Важно, чтобы подработка не шла в ущерб учёбе. Потому что когда у тебя накопятся хвосты, то ты будешь ничему не рад: тебе на работу надо, а здесь надо сдать долги. Тебя уже отчисляют, за тобой придёт человек из военкомата. Поэтому подходить надо продуманно.