Как стать лучшим на студенческой олимпиаде «Я — профессионал»: лайфхаки победителя
1 ноября 2022В этом году Московский авиационный институт в третий раз выступает соорганизатором Всероссийской студенческой олимпиады «Я профессионал» и представляет собственное направление «Авиастроение». На участие в маёвском треке зарегистрировались уже более 2000 человек.
Участники будут бороться за денежные премии до 300 тысяч рублей, льготные условия для поступления в магистратуру или аспирантуру и возможность пройти стажировку в крупной профильной компании.
Как обойти соперников и стать лучшим? Своим опытом поделился победитель прошлого года, студент магистратуры института № 6 «Аэрокосмический», сотрудник НИО-101 МАИ Кирилл Шелков.
Вы получили диплом бакалавра по направлению «Ракетные комплексы и космонавтика». Почему выбрали это направление и как вообще решили поступать в МАИ?
Никаких других направлений, кроме аэрокосмического, я не рассматривал. В школе меня очень интересовали космические исследования, а именно техническая сторона вопроса: ракеты-носители и их конструкция. При этом мне хорошо давались точные науки — физика, математика.
Университетов, которые готовят специалистов по ракетным комплексам, не так много: это МАИ, МГТУ имени Баумана, Самарский университет имени Королёва, Военмех. Баллов по результатам сдачи ЕГЭ у меня было достаточно для поступления на бюджет в любой из этих вузов. Но все же мой выбор пал на МАИ — профильный университет в аэрокосмической отрасли, имеющий тесную связь с ключевыми предприятиями, благодаря чему здесь можно получить крепкие теоретические и практические знания. Также это повышает шансы на трудоустройство по специальности.
Немаловажным фактором является и комфорт жизни во время обучения. С этой задачей МАИ тоже хорошо справляется, предоставляя удобные общежития и современную инфраструктуру для личного развития и досуга.
Вы стали золотым медалистом пятого сезона Всероссийской олимпиады студентов «Я — профессионал» по направлению «Авиастроение». Это направление вам близко? Почему выбрали его и решили участвовать?
Да, близко: авиация и космонавтика сильно связаны, особенно для инженера прочности, которым я и являюсь. На лекционных занятиях мы занимались расчётами и изучением устройства летательных аппаратов в целом — как ракет, так и самолётов. Поэтому, посмотрев задания и пообщавшись с участниками предыдущего сезона олимпиады, решил попробовать свои силы.
В треке «Авиастроение» участвовало более четырёх тысяч студентов. Вы были уверены в своих компетенциях или победа стала неожиданностью?
Финальное задание было интересным для меня, и после его выполнения я рассчитывал на хороший результат. Оно заключалось в разработке проекта транспортного беспилотного летательного аппарата. Я придумал концепцию собственного беспилотника и реализовал её в виде компьютерной модели, а также составил маршрутную сеть для данного летательного аппарата в одном из регионов страны. При этом победа действительно стала неожиданностью и большой радостью.
Что помогло победить?
Я много знаю об авиации, так как являюсь сотрудником лаборатории № 2 «Композиционные материалы и прочность конструкции» НИО-101 МАИ. Я работаю непосредственно с авиационной техникой и общаюсь со своими коллегами — профессионалами в данной отрасли, перенимаю их опыт.
Конечно же, я не смог бы победить без общих знаний об авиационной технике и отрасли, навыков проектирования и расчёта конструкций летательных аппаратов, знания аэродинамики... Все это было получено на занятиях в университете. Также большой вклад в победу внесли навыки построения компьютерных CAD-моделей летательных аппаратов, знания в области технологии и применения композитных материалов, которые частично были получены на лекциях, частично на работе. Немаловажным было умение проводить экономический анализ проекта, чему я научился, участвуя в программе Школы управления МАИ.
Как давно вы работаете в лаборатории НИО-101 МАИ? Почему решили трудоустроиться именно туда?
Я начал работать со второго семестра первого курса. Лаборатория открыта для студентов: большую часть коллектива составляют именно студенты различных форм обучения — бакалавриата, магистратуры и специалитета.
Решил пойти сюда, потому что здесь я могу работать по специальности и углублять свои компетенции, получаемые в процессе учёбы. Также я увидел, что это очень перспективное место в плане карьерного развития. Ещё мне пришлись по душе коллектив и руководство, которое с большим вниманием относится к своим сотрудникам и заинтересовано в их личностном росте.
Как студенту МАИ попасть на работу в лабораторию?
Трудоустройство происходит после изучения определенного объёма литературы и обучения работе в основных программных комплексах. Затем кандидат проходит экзамен, где нужно продемонстрировать общие знания о конструкции и прочности летательных аппаратов, технологиях производства, применении композитных материалов и выполнить практическое задание в программном комплексе.
Помимо профессиональных знаний и навыков, которые можно приобрести и во время работы, важен интерес к проектам лаборатории, а также готовность к продолжительному сотрудничеству. Лаборатория имеет большие планы на будущее развитие и заинтересована в надёжных сотрудниках.
В каких проектах лаборатории вы участвуете?
Самый интересный проект — российско-китайский самолёт CR929. Данный самолёт создаётся с широким применением композитных материалов, что требует особых методик и компетенций, связанных с проектированием и расчётом, которыми обладает наша лаборатория. Мы проводим прочностные расчёты, расчёты по определению внешних нагрузок, действующих на самолёт, связанные расчёты — аэродинамика плюс прочность, исследуем композитные материалы на микромеханическом уровне, осуществляем численное моделирование испытаний элементарных образцов, а также проводим эксперименты. Например, я проводил численное моделирование безопасного отделения двигателя при аварийной посадке, в результате которого не должно происходить повреждения кессона крыла.
Также в рамках проекта SSJ-100 у нас ведутся работы по созданию модернизированной версии SSJ-New. Здесь я тоже занимаюсь подготовкой и проведением расчётов грубой посадки.
Кроме этого, я участвовал в исследовании композитных материалов — численном моделировании различных испытаний элементарных образцов, проводил работы по исследованию композитного крыла прототипа маневренного самолёта.
Вы упомянули участие в Школе управления МАИ. Чем был полезен этот опыт?
В Школе управления мы вместе с представителями отрасли, преподавателями и другими студентами разрабатывали бизнес-модель базы данных материалов, которая позволяла бы использовать их без проведения общей квалификации. Программа включала в себя несколько недельных модулей, каждый из которых имел свою тематику. Первые два дня модуля проходили лекции от экспертов, затем проектно-аналитическая сессия, на которой и разрабатывался проект, в последний день — защита части проекта по тематике модуля.
Помимо экономики мы изучали управленческие технологии, организацию жизненного цикла проекта, сервис, прорабатывали кооперацию и финансирование для осуществления проекта.
Участие в Школе управления дало опыт подготовки проекта в сжатые сроки, общения с топ-менеджментом компаний, улучшило мои навыки выступления перед большой аудиторией.
Вы активно занимаетесь и научной деятельностью, расскажите о своих достижениях.
Я участник многих конференций, проводимых университетом: «Композитные материалы и конструкции», «Авиация и космонавтика», «Гагаринские чтения». Также участвовал в научно-техническом семинаре «Перспективные авиационные конструкции гражданских самолётов», который был организован в рамках работы Научного центра мирового уровня «Сверхзвук». На этих мероприятиях я представлял работы по численному моделированию композитных материалов с учётом расслоения и разрушения слоёв при ударном воздействии и оценки их остаточной прочности, по исследованию и определению жёсткости болтовых соединений композитных изделий, а также по общей методике моделирования и исследования аварийной посадки самолёта.
В этом году вы поступили в магистратуру. Какое направление выбрали?
Я продолжаю обучение по направлению «Ракетные комплексы и космонавтика» на кафедре 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий». Рассчитываю, что магистратура позволит мне углубить имеющиеся и получить новые фундаментальные знания в области физики твёрдого тела и улучшить навыки расчёта на прочность летательного аппарата.
Возвращаясь к олимпиаде: как решили потратить 200 тысяч рублей, полученные за победу?
Денежный приз потрачу на языковые и профессиональные образовательные курсы и путешествия: планирую посетить города центральной части России и съездить на Кавказ.
Что бы вы посоветовали тем, кто собирается участвовать в олимпиаде первый раз?
Посоветую больше самостоятельно решать прикладные задачи в области проектирования и расчёта авиационных конструкций, так как это даст практический опыт и позволит закрепить навыки, полученные на занятиях. Также думаю, что стоит развиваться в 3D-моделировании, так как в финале необходимо представить концепт летательного аппарата, а высокое качество модели может приблизить к победе. Важны и навыки экономического обоснования проекта, построения бизнес-модели, поэтому необходимо изучить хотя бы базовые методики проведения анализа.
Какими качествами, знаниями и навыками должен обладать, по вашему мнению, настоящий профессионал в сфере авиастроения?
В первую очередь, это интерес к тому, что делаешь. Благодаря этому ты будешь развиваться, постоянно изучать новое, что позволит стать востребованным специалистом. Необходимо следить за отраслью и узнавать, какие новые технологии применяются в ней — как у нас, так и за рубежом. Важно постоянно оттачивать и улучшать свои навыки работы в программных комплексах. Сейчас в них проходит большая часть работы при создании новых летательных аппаратов. Также нужно развивать компетенции в смежных областях науки и техники — во-первых, это поможет при разработке новых летательных аппаратов и технологий для них, во-вторых, позволит устроиться в лучшие компании отрасли, так как они заинтересованы в таких специалистах.
Какие у вас дальнейшие планы с точки зрения карьеры и научной деятельности?
После обучения в магистратуре — поступление в аспирантуру. Планирую продолжать работать в лаборатории, заниматься научной деятельностью в области конструкций из композитных материалов. Надеюсь оставить свой след в разработке перспективных отечественных летательных аппаратов, таких как сверхзвуковой пассажирский самолёт и многоразовая ракета-носитель.
Каковы, на ваш взгляд, преимущества образования в МАИ?
МАИ — престижный университет, среди его выпускников много известных учёных и конструкторов, которыми были выкованы авиация и космонавтика в нашей стране.
Одно из главных достоинств МАИ — это преподаватели, которые имеют колоссальный практический опыт, так как многие из них непосредственно участвовали и продолжают участвовать в разработке космической и авиационной техники, работать в конструкторских бюро, проводить исследования. Во-вторых, как я уже говорил, это связь университета с отраслью и промышленностью. Благодаря этому можно начать приобретать необходимые компетенции и работать по специальности ещё во время обучения. В-третьих, университет предлагает широкие возможности для получения дополнительного образования. Причём это могут быть как связанные со специальностью знания, так и дополнительные компетенции.