На Aerospace Science Week эксперты обсудили технологические аэрокосмические вызовы

22 ноября 2022

22 ноября в Московском авиационном институте (национальном исследовательском университете) стартовала деловая программа IX Международной недели авиакосмических технологий Aerospace Science Week. В течение недели на площадке МАИ руководители ведущих предприятий, специалисты профильных министерств, эксперты бизнес-сообществ, а также учёные и молодые инженеры будут обсуждать вызовы и перспективы в сфере высоких технологий.

Открыла программу пленарная сессия, в которой приняли участие ректор МАИ Михаил Погосян, генеральный директор ФАУ «ЦАГИ» Кирилл Сыпало, исполнительный директор по стратегическому планированию – директор департамента Госкорпорации «Роскосмос» Юрий Макаров, директор по направлению – руководитель научного комплекса «Искусственный интеллект и техническое зрение» ФАУ «ГосНИИАС» Юрий Визильтер, директор программы «Беспилотные вертолёты» АО «НЦВ Миль и Камов» Владимир Маркин. Модератором выступил и. о. проректора по научной работе МАИ Юрий Равикович.

Эксперты представили доклады на тему ключевых технологических направлений развития аэрокосмической индустрии, современных вызовов авиационной науки, состояния и перспектив развития космической деятельности, современных тенденций и результатов в области компьютерного зрения и машинного обучения, единого цифрового аэрокосмического пространства.

— Современные задачи технологической направленности, которые стоят перед индустрией, требуют более тесного вовлечения научных коллективов. Очень важно создавать новую среду взаимодействий между индустрией, сферой услуг и вузами. Наша конференция позволит сделать ещё один шаг в этом направлении, — отметил Михаил Погосян.

Михаил Асланович также рассказал, что в рамках проекта «Приоритет 2030» усилия университета направлены на будущие аэрокосмические рынки.

— Мы ставим перед собой задачу стать ядром формирования рынков будущего через создание новых технологий. В этом направлении мы работаем в области математического моделирования, материалов и конструкций из композитов, беспилотных летательных аппаратов, систем связи, — добавил он.

Достижение амбициозных показателей просто невозможно без новых технологических решений, отметил на пленарной сессии Кирилл Сыпало. Особенно он выделил сотрудничество МАИ и ЦАГИ в области создания сверхзвукового пассажирского самолёта.

— Этот вызов очень интересен бизнесу, так как речь идёт про бизнес-авиацию. Сейчас перелёты имеют ограничение по дальности до 3000-3500 км в сутки. Возможность перехода в сверхзвук даёт возможность увеличить преодолеваемое расстояние до 7500-8000 километров. Это говорит о возможности трансатлантических или трансокеанских деловых поездок. Но прежде чем до неё добраться, нужно реализовать целый комплекс технологий, — отметил он.

Так, среди требований в области звукового удара эксперт отметил уровень, равных хлопку закрываемой двери автомобиля, равному 65-68 децибел.

Юрий Макаров в своём выступлении повернул разговор в сторону космоса, отметив лидирующие позиции нашей страны в этой сфере.

— В области пилотируемой космонавтики наши доминирующие позиции связаны, в первую очередь, с технологиями пребывания человека в космосе в условиях агрессивной среды. Помимо этого мы доминируем в области мониторинга космического пространства в высокоорбитальной сфере. Что касается космической ядерной энергетики, сейчас мы опережаем весь мир примерно на 5-7 лет, — сказал Юрий Макаров.

— Здесь мы будем опираться, в первую очередь, и на нашу промышленность, где работают в том числе выпускники МАИ, и будем привлекать вузовскую науку, — сказал он. — Мы сейчас интенсивно работаем и с министерствами экономического блока, и с потенциальными заказчиками конечного результата по проектам, связанным с развитием ядерной космической энергетики, созданием российской орбитальной станции и рядом других [...]. Здесь есть, где поработать при участии МАИ.

Неделя авиакосмических технологий будет проходить в МАИ до 25 ноября. Программа включает в себя конкурс научно-технических работ и проектов «Молодёжь и будущее авиации и космонавтики», международные конференции «Авиация и космонавтика» и «Прикладная сверхпроводимость и криогеника в энергосистемах», заседания секций по тематике конференций, круглые столы, а также семинар с руководством Российского научного фонда.

Ознакомиться с подробной программой можно на  сайте мероприятия. Посмотреть пленарную сессию, панельную дискуссию и  семинар с экспертами РНФ можно в группе МАИ в  Вконтакте.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8