Край Земли, киты и «собачья» вахта: маёвец Александр Хван побывал в антарктической экспедиции

24 января 2023

Фото: Георгий Елисеев

За десять лет учёбы и работы в МАИ Александр Хван проявил себя как студент, преподаватель, руководитель и инженер. Теперь к списку добавилось звание матроса — полмесяца маёвец получал эту квалификацию на паруснике ледового класса в водах Антарктиды. За это время он прошёл 1800 морских миль — 3333 километра. Южный океан считается одним из самых опасных, но маёвская закалка и научный интерес не боятся ни гигантских волн, ни плавучих льдов.

Есть белый континент

Александр Хван посетил уже 57 стран мира. В 2020 году он планировал отправиться в путешествие по Южной Америке, когда в планы вмешалась пандемия.

— Сидя где-то в районе Амазонки, недалеко от города Манаус, я думал о том, какие следующие путешествия хотел бы совершить. Открыл карту и увидел белый континент рядом с Южной Америкой, про который я мало что слышал. Знал то, что Антарктиду открыл Беллинсгаузен и Лазарев, что там нет туристов и там проводят научные исследования. Загорелся идеей и стал искать способы, как туда попасть.
В итоге маёвец записался на научно-образовательную программу морской практики. Считай, вновь стал студентом, только не авиационного института, а на корабле. Изучал механику владения шхуной, узлы, работу с парусным оборудованием. Вместо смартфона — судовые журналы, куда нужно вручную вносить координаты, температуры, давление, скорость ветра. Вместо интернета — много книг и статей, посвящённых Антарктиде.

Самая южная лекция МАИ

Практиканты не только получали новые знания, но и делились своими: на корабле устроили «открытый микрофон», где каждый мог рассказать что-то из своей профессиональной сферы, но обязательно с научным уклоном. Так в Антарктиде прозвучала самая южная маёвская лекция от Александра Хвана.

— Я рассказывал об этапах разработки летательного аппарата в методологии Stage-Gate, о возможном применении метода гейтовой системы в других научно-производственных и авиационных проектах. Так как все практиканты были из разных отраслей, слушателям было интересно, какие методы управления задействуют в авиационной промышленности.
Лекция МАИ на корабле впечатлила даже кока, который подарил Александру медаль полярной авиации из личной коллекции.

Обойти айсберг и положить его в бокал

На борту 40-метрового парусника 19 человек, все живут по строгому распорядку. Обязательны ежедневные вахты, которые нёс и маёвец.

— На профессиональном жаргоне мою вахту называют «собачьей»: с двенадцати ночи до четырёх утра ежедневно. Когда это было необходимо, в ночное время мы следили за тем, чтобы не столкнуться с айсбергом. Наша шхуна Amazone была построена в 1963 году, она деревянная. Это не «Титаник» и не вездеход, а потому требует особого внимания.
Часть экспедиции выпала на праздничные дни, и айсберги подоспели прямиком к новогоднему столу.

— В Новый год мы были недалеко от острова Тринити и проводили разведку, осматривали гроты. В воде я заметил небольшого размера айсберги, пришла в голову идея поймать несколько из них, расколоть и в новогоднюю ночь добавить в наши бокалы. Вышло феерично.
Экспедиция посетила пять антарктических островов, высаживалась на материк. В числе остановок — научно-исследовательские станции в Антарктиде: российская «Беллинсгаузен», чилийская «Фрей» и английская «Порт-Локрой».

— Слушали рассказы полярников, немаловажные для нашего исследования этой части планеты. Люди там — редкость, Антарктика предоставлена животным, рыбам, птицам.

Встреча с китами

Помимо задачи вернуться живыми и невредимыми, практиканты преследовали научную цель — отснять флору и фауну Антарктики, чтобы передать фото- и видеоматериалы научному сообществу для дальнейших исследований. С помощью дрона практикантам удалось сделать снимки китов.

— По плавникам можно определить, что это за кит, сколько ему лет и какую жизнь он прожил. Особенно интересен хвостовой плавник, так как у каждого кита он уникален подобно ладони человека. Существует целая база данных с фотографиями хвостовых плавников, которые анализируют учёные и делают выводы о жизни того или иного кита.
Команде удалось понаблюдать и за уникальными моментами из жизни океанских обитателей.

— Мы обходили шторм и услышали нечеловеческие крики, пронзающие всё тело. Заглушили мотор и увидели, как три-четыре косатки кружат возле огромного 15-метрового горбатого кита. По предположениям учёных, мы наблюдали более редкое явление, чем просто охоту. Вероятно, семья китов шла по своему маршруту и услышала стаю косаток. Тогда один из взрослых китов, защищая детёныша, пошёл в атаку на хищников, чтобы тем временем кит-партнёр мог уйти с китёнком в безопасное место.

От Антарктиды до Марса

Антарктида стала для Александра Хвана настоящим испытанием. Чего стоит одно преодоление пролива Дрейка с пятиметровыми волнами. Если покорено одно из самых сложных и опасных мест Земли, значит, возможно и покорение другой планеты?

— Когда-то я мечтал оказаться в числе первых колонизаторов Марса. После путешествия в Антарктиду я понял, насколько эта идея была романтизирована и посмотрел на неё с другой стороны. На себе я проверил, что такое жить долгое время в изоляции на небольшой шхуне с одними и теми же людьми, соблюдать заведённые на корабле правила, делать монотонную работу и сталкиваться со сложными условиями. Теперь я понимаю, что всё это тяжело психологически и к этому определённо надо серьёзно готовиться.
Проделанная экспедиция была бы невозможна без маёвской школы, уверен Александр.

— Человеком, способным отправиться в Антарктиду, меня сделал МАИ. Здесь за время обучения и работы я приобрёл необходимые знания, желание заниматься научными исследованиями, постоянно развиваться и расширять кругозор. Всё это позволило осуществиться, казалось бы, несбыточной мечте в моей жизни.

В этот день было

Первый полёт ночного боевого вертолёта Ми-28Н
Первая рулежка стратегического бомбардировщика Ту-160
СССР вступил в Международную организацию гражданской авиации