Ольга Хомутская: «Топ-100» — это сотня лучших студентов МАИ, которые изменят себя, университет, мир…»

31 января 2023
Ольга Хомутская: «Топ-100» — это сотня лучших студентов МАИ, которые изменят себя, университет, мир…»

«Топ-100» Московского авиационного института — это как сотня «Форбс», но только для студентов, которые хотят найти свой путь к достижению профессиональных целей. Это проект, направленный на учащихся вузов, но реализованный в тесном взаимодействии с индустрией. Это возможность не просто проявить себя, но и найти своё дело, обрести друзей и получить обратную связь от экспертов. Это проект, который позволяет найти тех, кто в будущем изменит мир. 

О «Топ-100», его участниках, экспертах и индустрии поговорили с директором Центра индивидуализации образования МАИ Ольгой Хомутской. 

— Расскажите, пожалуйста, что собой представляет проект «Топ-100». 

Студенческая жизнь — это не только пары, но и ещё много всего интересного. Правда, далеко не всегда студенты об этом знают, ведь интересные проекты, кейсы, общение могут быть в разных местах. Таким образом у нас сформировалась основная идея, которая заключается в том, чтобы активным студентам в стенах родного вуза дать всё самое увлекательное, что в нём есть, помимо учёбы. Студенты узнают себя, учатся рефлексировать, строят свою карьерную траекторию, пробуют себя в решении задач, исследуют свои интересы, развивают скилы, которые им интересы, с помощью игр и мастер-классов. 

Мы собрали лучшие активности, которые сейчас доступны, приправили интереснейшим сопровождением экспертов в области HR, развития, коучинга и получили продукт, который активным и мотивированным студентам помогает ставить цели и достигать их. При этом ребята нарабатывают софт-скиллы и развиваются с профессиональной, инженерной стороны за счёт выполнения кейсов от лабораторий университета, от компаний-партнёров. Например, они работают в лаборатории, которая проектирует беспилотники, делают расчёты для кабины самолётов и т.д.  И благодаря тому, что студенты глубоко погружаются в профессиональную деятельность, они уже сейчас могут оценить, хотят ли продолжать заниматься конкретно этим направлением или попробовать что-то другое. Согласитесь, это очень здорово, ведь у них есть возможность для экспериментов ещё во время обучения, а не когда им уже за 40… Я бы сказала, что данный проект — это баланс саморазвития и профессионального развития.

— Как родилась идея проекта?

Она витала в воздухе очень давно и родилась вместе с созданием Центра индивидуализации образования и Цифровой кадровой платформы. Ни для кого не секрет, что изменения в университетском образовательном процессе занимают время, ведь мы ограничены учебным годом, программой и т. д. Тем не менее мы хотели реализовывать индивидуальные образовательные траектории уже тогда, исходя из тех возможностей, которые были доступны студентам, и параллельно развивали масштабные проекты. Так родился «Топ-100». И ведь это не просто список успешных и активных студентов, это возможность для их развития, которую мы даём в связке с заказчиками, компаниями, которые нуждаются в этих студентах — классных специалистах. Быть интересным — это круто, но важно, чтобы кто-то со стороны подтвердил твои качества и искал тебя. 

— Кто может стать участником проекта?

Студент любого курса, бакалавриата, специалитета и магистратуры. Мы открыты для всех. При отборе студент заполняет заявку, где указывает не только общую информацию о себе, но и рассказывает о своих целях, мотивации. Это нужно, чтобы эксперты могли понимать запрос студента и находить самых мотивированных ребят. HR-специалисты и коучи в рамках очных бесед, онлайн-сессий и мероприятий помогают студентам чётче формулировать мысли, ставить цели и достигать их. Человеческая часть сопровождения, общение с экспертами на равных является изюминкой этого проекта.

— Какая мотивация у ребят?

Стать круче, чем вчера. Ведь проект позволяет развить софт-скиллы, даёт возможность найти первую работу или стажировку и сделать это в довольно тепличных условиях: поддержка HR-специалистов позволяет найти замену направлению, которое, возможно, не пришлось по душе студенту. А ещё можно попасть в самые современные инженерные магистратуры МАИ или просто найти поддержку, найти друзей…

Сейчас отбор прошли порядка 250 человек. 3 февраля состоится финальный этап рассмотрения заявок, в результате которого мы планируем довести количество участников до 300. А из них комиссия экспертов определит сотню лучших в течение всего проекта. 

— Какова продолжительность проекта?

Проект длится почти полгода. Он начался в декабре 2022 года: студенты сразу попали на мастер-класс «Как понять себя и найти дело жизни?». Интригует, правда? Вообще, при реализации проекта мы часто спрашиваем себя: мне бы на месте студента было интересно? Хотелось бы мне на своём первом, втором, третьем курсе взаимодействовать с экспертами такого уровня? И это вызов. Для студентов тоже.

— Какими активностями наполнено это время? 

Весь весенний семестр студентов ждут мастер-классы от приглашённых экспертов про планирование, целеполагание, управленческие и коммуникативные навыки, развитие креативного и стратегического мышления; тестирование на определение своих сильных и слабых сторон; карьерные консультации и коуч-сессии направленные на проработку карьерной траектории; хакатон и разработка своего стартапа под наблюдением наставников; авторские онлайн-курсы; экскурсии на предприятия и в лаборатории МАИ для более глубокого знакомства с индустрией, карьерные мероприятия. Всё это и многое другое помогает студентам понять себя, сферу своих интересов для профессионального развития в этом изменчивом мире и обрести уверенность в себе.

Конечно, важно, чтобы проект не мешал учёбе, поэтому во время сессии мы просто общаемся в онлайне и обмениваемся мемами, без юмора никуда. 

— Кто выступает экспертами в рамках конкурса — привлекаете преподавателей? 

В проекте участвуют эксперты по развитию талантов и лидеров, преподавательский состав выступает, скорее, наставником по конкретному инженерному кейсу, и это не просто преподаватель, а учёный, который реализовывает большой комплексный проект. 

Мы привлекаем к работе внешних экспертов по конкретной тематике на основе запросов студентов и персонал Цифровой кадровой платформы как карьерных консультантов. 

Институт № 14 «Передовая инженерная школа», Дирекция «Аэромобильность» (один из стратегических проектов МАИ) и АО «Уральский завод гражданской авиации» работают со студентами в проекте и предлагают им развиваться после окончания учёбы вместе. 

— Как оценивают участников эксперты?

У студентов есть рейтинг по итогу каждой активности, каждой выполненной домашней работы, сессии и т. д. от всех экспертов. Причём каждая группа экспертов оценивает свою область: например, софт-скиллы — команда члена Национальной федерации профессиональных менторов и коучей Дарьи Пантюх, креативность и инженерную мысль дирекция «Аэромобильность» и Передовая инженерная школа и т.д. Оценки экспертов мы собираем воедино и выводим общий рейтинг участников: так, коллегиально мы выбираем лучших из лучших. 

— Что получают финалисты?

Студенты получат мотивацию, удовольствие от себя, осознание своей траектории и знания, которые помогут двигаться дальше. Студентов, занявших первые пять строчек рейтинга, ждёт 10 дополнительных баллов для поступления в магистратуру, лидерам рейтинга достанутся подарки (наш мерч) и грамоты об участии в проекте для всех. Ну, а главное — предложение от партнёров о трудоустройстве. Есть примеры, когда некоторые участники прошлогоднего «Топ-100» сегодня являются кураторами целых направлений, соорганизаторами проектов. 

— А может ли студент повторить попытку попасть в сотню лучших в следующем году, если это не удалось в этом?

Да, может, если пройдёт отбор. У нас есть ребята, которые участвовали в проекте в прошлом году и вернулись к нам в этом с новыми целями и мотивацией. 

— С какими основными сложностями вы столкнулись при работе над данным проектом? 

Учёба в приоритете. Соответственно, в сессию взаимодействие идёт лишь онлайн. Хотелось бы иметь возможность собирать всех очно. 

— На ваш взгляд, насколько эффективными являются подобные проекты для мотивации и развития студентов? 

Такие проекты очень важны. Ведь задача университета развивать человека не только в учебном плане, но и в социальном, личностном. Многие студенты в конце обучения не понимают, что их ждёт дальше, мы хотим помочь, объяснить и показать, что карьерный путь можно не только планировать, но и реализовывать уже в студенческие годы, чтобы по окончании обучения студент чётко понимал свои дальнейшие шаги.

Для индустрии — это приток кадров, которые не боятся высказывать свою точку зрения, не боятся задавать вопросы, делятся своими идеями. 

— Какие они, современные студенты? 

Офигительные: амбициозные, по-хорошему наглые, смелые! Правда, хочется вас познакомить с ними, показать, какие они уже на втором-третьем курсе. 19-20 лет — а у них уже собственные стартапы, идеи, заказы. Есть и более тихие, но не менее интересные. С ними можно долго обсуждать развитие авиации и технологий. Слушать их мысли о современном мире, и это действительно разговор на равных. 

— Какими качествами должен обладать студент, чтобы стать классным инженером, крутым профессионалом?

Он должен стремится искать информацию даже тогда, когда её передоз, критически оценивать её и системно мыслить. Это базис. А дальше надстройка — умение формулировать свои мысли и доносить их до других, умение правильно вести себя в обществе, коммуницировать в командах.

— Какие планы у вашей команды относительно проекта: будете ли развивать и расширять его?

Проект будет проходить каждый год. И мы уверены, что ребята, которые дойдут до конца, будут с улыбкой его вспоминать и рекомендовать наш проект. 

Надеюсь, с каждым годом «Топ-100» будет становиться масштабнее и полезнее, с каждым годом будет увеличиваться количество участников, в том числе и из других университетов. И через год-два мы уже будем слышать об участниках этого проекта как о тех, кто меняет этот мир.

Любовь Богуш

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2