Доцент МАИ Дмитрий Сошников: «ChatGPT заработал бы на экзамене тройку или четвёрку»

13 февраля 2023
Доцент МАИ Дмитрий Сошников: «ChatGPT заработал бы на экзамене тройку или четвёрку»

Искусственный интеллект уже заменил человека во многих сферах деятельности – и даже в тех, где польза от такой помощи вызывает сомнения. Например, история про чат-бот ChatGPT, недавно написавший диплом за выпускника вуза, получила широкий резонанс: на обсуждение уже вынесен запрет использования нейросетевых моделей в исследованиях и образовании.

Своим мнением о том, полезен или вреден ChatGPT, поделился доцент института № 8 «Компьютерные науки и прикладная математика» МАИ Дмитрий Сошников.

– Безусловно, ChatGPT осложнит жизнь преподавателям! Мы с коллегами в МАИ провели эксперимент – сможет ли ChatGPT сдать экзамен по одному из предметов, логическому программированию. Оказалось, что чат-бот успешно решает несложные задачи на экзотическом языке программирования Prolog и худо-бедно проходит тесты с несколькими вариантами ответа. Более того, чат-бот в процессе диалога рассказал нам, в каких областях программирования эффективно использовать Prolog, и даже привёл пример программы, которая могла бы использоваться в биоинформатике. В общем, тройку или даже четвёрку на экзамене искусственный интеллект смог бы заработать, – рассказывает Дмитрий Сошников.

По мнению эксперта, при правильном использовании чат-бот может стать хорошим инструментом повышения эффективности творческой работы. Например, ему можно поручить написание больших объёмов текста, оставив человеку самое главное – поиск идеи.

– Я не вижу ничего плохого в том, что студент или учёный-исследователь создаёт значительную часть своей работы с помощью генеративных инструментов – до той поры, пока он несёт полную ответственность за содержание, – говорит доцент. – Нейросеть может очень легко писать бессмысленный текст, и задача человека – следить за тем, чтобы результат соответствовал изначальным целям. Если диплом, написанный с помощью ChatGPT, содержит в себе оригинальные мысли студента, является научно обоснованным, и студент на защите демонстрирует знание проделанной им работы, я не вижу в этом ничего предосудительного.

Как подчёркивает Дмитрий Сошников, дискуссия о ChatGPT напоминает споры о том, можно ли давать студентам свободно пользоваться на экзамене справочными материалами. Запрещая использование, можно проверять знания студентов на относительно типовых задачах. В то же время, если открыть доступ к информации, придётся придумывать более креативные задания, но зато такой экзамен будет максимально приближен к реальной жизни, в которой нужно уметь применять творческие навыки в нестандартных случаях. Кстати, генерацию таких заданий тоже можно поручить нейросетям.

Подробнее про эксперименты с ChatGPT, включая примеры диалогов, можно узнать в блоге Дмитрия Сошникова.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2