Конструкторы самолётов будущего: как студенты из Самары поступают в МАИ

13 марта 2023

Каждый год у абитуриентов и их родителей возникают вопросы: куда поступать, какой вуз выбрать, стоит ли ехать в другой город?

Владимир Брыкалов и Никита Чекан, студенты третьего курса МАИ из Самары по целевой программе «Крылья Ростеха». Ребята рассказали о том, как они выбрали этот вуз и как проходит обучение.

— О целевой программе мне рассказал в последний день подачи документов директор школы, — вспоминает Владимир. — Самара — город, в котором я родился и вырос, и я считаю его идеальным началом для карьеры. Что касается целевого, то это очевидное преимущество: материнское предприятие заботится о тебе, растит, помогает различными способами. Это и стаж работы, который идёт с первого курса, и стажировки на различные предприятия в процессе обучения, и обмен опытом с действующими конструкторами, и мотивация в виде хорошей стипендии, и английский язык. А самое главное, что я поступил на одно из сложнейших направлений, на мой взгляд, а я не ищу лёгких путей. Ни один другой университет в Москве, а тем более в России, не подготовит конструкторов по двигателям лучше, чем МАИ.

Студенты МАИ уже с первого курса проходят практику на предприятии, также предусмотрено устройство на юниорскую должность. А по окончании университета молодые специалисты гарантированно будут трудоустроены в компанию, с которой заключили целевой договор. Самарцы учатся в МАИ по направлению «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», которое курирует АО «Объединённая двигателестроительная корпорация». По окончании обучения самарцы будут работать в ПАО «ОДК-Кузнецов».

Никите программу «Крылья Ростеха» порекомендовали родители.

— В моём городе тоже есть университет авиационного профиля, часть моих друзей поступили туда. Я выбрал МАИ потому, что это топовый вуз в авиационной сфере. Я много раз видел его в новостях, читал про открытия, сделанные в МАИ или его выпускниками, множество знаменитых конструкторов окончили этот университет, а потом и преподавали там. Я хотел учиться у лучших, чтобы стать таким же, — отмечает Никита.

Всероссийская программа «Крылья Ростеха» направлена на обучение специалистов высокого уровня для авиастроительной отрасли — конструкторов и технологов, способных уже в ближайшее десятилетие возглавить проектные команды в конструкторских бюро и на заводах для создания самолётов будущего. В 2022/23 учебном году в МАИ по программе обучается более 130 человек. Получив диплом, все они разъедутся трудиться по 14 предприятиям Ростеха. Целевое обучение проходит по трём направлениям: «Проектирование авиационных и ракетных двигателей», «Самолёто- и вертолётостроение», «Интегрированные системы летательных аппаратов». Программой предусмотрены углублённое изучение английского языка, получение цифровых инженерных компетенций, наставничество предприятий-работодателей с первого курса для развития профессиональных навыков и возможность международных стажировок в ведущих вузах мира. Помимо стипендии от МАИ студенты получают дополнительную стипендию от предприятия суммой до 30 000 рублей в зависимости от успеваемости.

Успешным кандидатам необходимо сдать ЕГЭ не менее чем на 245 баллов по математике, русскому языку, физике/информатике; знать английский язык не ниже уровня А2; иметь средний балл по аттестату не ниже «4».

В рамках программы студенты начиная с первого курса решают производственные задачи на предприятиях ОДК, углублённо изучают английский язык, знакомятся с современными технологиями в сфере робототехники, композиционных материалов, 3D-печати, осваивают широкий спектр профессиональных и IT-компетенций. Поэтому времени практически ни на что, кроме учёбы не хватает.

— Из того, что мне больше всего нравится в МАИ, первое, что хотел бы отметить — преподаватели. Каждый раз с удовольствием слушаю их лекции. Также не могу не отметить современную инфраструктуру своего корпуса и множества других зон в университете: современное оборудование, нескучный дизайн, зоны коворкинга и множество макетов авиационной техники. Помню, как на первом курсе с удивлением разглядывал двигатель РД-33 в холле своего корпуса. А сейчас я знаю каждую деталь, — говорит Владимир.

На вопрос о том, как прошла сессия, он отмечает:

— Каждую сессию я тщательно подхожу к подготовке и всё закрываю на положительные оценки. «Плох тот солдат, который не мечтает стать генералом» — именно этой пословицей я руководствуюсь, поэтому всегда хочу получать лучшее и стремлюсь быть лучшим.

Маёвцы уже успели пройти несколько практик на предприятиях ОДК, причём как в Москве, так и в родной Самаре.

Как отмечает Никита, практика после первого курса проходила в конструкторском бюро, и студенты смогли изнутри познакомиться с конструкторское деятельностью: от создания чертежа до выпуска документации. На втором курсе познакомились с работой контролёра.

— И там, и там целевиков принимают с теплом, везде рады и готовы учить, — рассказывает Владимир. — Этим летом я был на своём «домашнем» предприятии и проходил практику в отделе «Контролер и стандартизация». С помощью микрометра и штангенциркуля проверял, соответствует ли заданному качеству та или иная деталь. Также понравились лекции от главного технолога, экскурсии по цехам, интерактивная лекция-игра про lean-производство, захватывающее испытание двигателя. Именно после таких моментов ещё долго думаешь: обалдеть, и вот это придумал человек!

Маёвцы ещё пока не знают, в каких отделах и на каких должностях будут работать на предприятии по окончании обучения. Однако планы у них амбициозные.

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7