Космонавт и аспирантка МАИ Анна Кикина сравнила Crew Dragon и «Союз»

27 марта 2023

Полёт на корабле Crew Dragon был очень комфортным, рассказала космонавт и аспирантка Московского авиационного института Анна Кикина на послеполётной пресс-конференции в Центре подготовки космонавтов имени Юрия Гагарина. 12 марта 2023 года россиянка вернулась на Землю с Международной космической станции на космическом корабле SpaceX. На нём же она в октябре 2022 года стартовала в составе экипажа миссии Crew-5. Анна Кикина провела в космосе 157 дней и помимо всего прочего управляла со станции роботизированной рукой-манипулятором ERA, которая помогает работать в открытом космосе.

Стоит отметить, что полёт Анны Кикиной стал первым случаем возобновления взаимных перекрёстных космических миссий после завершения программы Space Shuttle: до этого больше десяти лет иностранные астронавты летали на «Союзах», а своего космического транспорта у США не было.

— Расположение человека в кресле (в корабле SpaceX. — Прим. ред.) более физиологичное, чем в нашем корабле, и более свободное положение тела в пространстве, но это за счёт того, что конструкция корабля отличается, — подчеркнула Анна.

Приводнение было мягким, заверила космонавт. Напомним, американские космические корабли садятся на воду Атлантического океана, российские — на твёрдую землю в степях Казахстана. При этом у обоих этих способов есть свои особенности, связанные, в частности, с погодой и конструкцией кораблей. К примеру, американские корабли садятся только на парашютах, а у «Союзов» есть в дополнение к ним специальные двигатели для смягчения посадки.

— Поэтому они и совершают на воду посадку, чтобы её смягчить, именно на это рассчитан корабль (Crew Dragon. — Прим. ред.) по своей задумке, — объяснила Анна Кикина.

Российский скафандр «Сокол» в целом свободнее, чем скафандр SpaceX, отметила космонавт. Американский «более приближен к телу». Кроме того, Анна упомянула некоторые отличия в обеспечении герметичности костюма: на «Соколе» это делается за счёт плотного закрытия в области живота, а на скафандре SpaceX эту роль выполняют специальные молнии на ногах и запястьях. Также есть разница в том, как обеспечивается радиосвязь.

— В скафандре SpaceX звук при радиообмене поступает через специальные наушники, которые вставляются в уши, анатомические, а микрофон встроен в шлем. А у нас в скафандре «Сокол» — шлемофоны, которые сначала надеваются на голову, и радиообмен идёт непосредственно через шлемофон, — рассказала космонавт.

Многих интересовал вопрос о возможности ручного управления на корабле Crew Dragon — в SpaceX всегда подчёркивают, что полёт на этом корабле полностью автоматизирован, но в истории космонавтики известны случаи, когда с автоматикой случались проблемы и было необходимо перейти на ручное управление.

— Политика SpaceX направлена на то, чтобы сделать космические полёты максимально автоматизированными. То есть минимальное включение экипажа. Они могут включаться на определённых — самых острых моментах, самых влияющих на безопасность, но чаще всего Земля всё равно это успевает отследить. Очень активное идёт участие Земли по работе с кораблём, но экипаж всё равно имеет возможность выдачи особо важных команд, — поделилась Анна Кикина.

Она добавила, что острую фазу первых дней послеполётной реабилитации в США она проходила под руководством российских специалистов.

Анна Кикина — аспирантка кафедры 614 «Экология, системы жизнеобеспечения и безопасность жизнедеятельности» МАИ. В аспирантуре она прорабатывает вопросы безопасности при подготовке космонавтов для будущих лунных экспедиций — самых перспективных космических полётов.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2