От агродрона до аэротакси: директор Центра БЛА МАИ — о разрабатываемых беспилотниках и перспективах индустрии

8 июня 2023
От агродрона до аэротакси: директор Центра БЛА МАИ — о разрабатываемых беспилотниках и перспективах индустрии

Московский авиационный институт является одним из активных участников формирования нового рынка беспилотных авиационных систем. В соответствии с моделью развития МАИ в рамках программы «Приоритет-2030» университет занимается реализацией стратегического проекта «Аэромобильность» на базе Центра «Беспилотные летательные аппараты». Какие именно работы ведутся в подразделении и как скоро беспилотные воздушные суда будут перевозить людей, рассказал директор Центра БЛА МАИ Юрий Бухарев.

— Расскажите о центре: как давно он существует, кто в вашей команде, сколько проектов в работе.

Центр БЛА работает чуть больше года, примерно год я возглавляю его. За это время у нас сформировалась команда, состоящая из студентов, в чьи интересы входит разработка беспилотных летательных аппаратов, а также профессионалов отрасли и смежных областей. И здесь сложилось отличное взаимодействие: опытные специалисты являются менторами для молодых сотрудников.

На сегодняшний день мы работаем над четырьмя проектами, три из которых являются коммерческими.

— Расскажите, пожалуйста, о них.

Первый — комплекс «Контур», который состоит из беспилотника взлётной массой около 10 кг, специального программного обеспечения с элементами искусственного интеллекта, наземной станции и посадочной площадки. Это беспилотная авиационная система, предназначенная для мониторинга охраняемого периметра.

Представьте: у вас есть стационарная камера, с помощью которой происходит контроль определёной территории. А по периметру, включая участки, не попадающие в объектив, летает дрон, также оснащённый камерой. Но основную функцию выполняет не сам дрон, а то ПО, которое обрабатывает видеопотоки, получаемые от него и стационарной камеры, и в автоматическом режиме выявляет разные нарушения. Например, это могут быть люди в запрещённой зоне, неправильно припаркованные авто, драки и другие противоправные действия. Этот комплекс позволяет заменить рутинную работу охранников, которые занимаются обходом периметра.

В данный момент мы выполняем опытно-конструкторскую работу по созданию образца, который дальше пойдет в серию. Ведётся закупка комплектующих, затем мы завершим сборку и поставим первую партию заказчику. За плечами работы по оценке технологии, тестирование летающего прототипа и наземной станции, на которой настраиваются полётные задания и отображается информация, оценка системы автоматической посадки.

Второй проект — «Агродрон». Сейчас в агросекторе востребованы такие услуги, как внесение пестицидов, гербицидов для защиты растений или борьбы с вредителями, удобрений, прикормок на небольших территориях. Если раньше были колхозы с протяжёнными полями и их обслуживали самолёты Ан-2, то теперь для фермерских хозяйств с их небольшими площадями полей актуально применение дронов. Такие дроны имеют массу до 100 кг и могут нести полезную нагрузку до 30 кг. Их легко привезти на авто, запустить сразу несколько аппаратов. Вот такой дрон мы и разработали. Собран уже первый опытный образец, и сейчас мы готовы приступить к его испытаниям.

Третий проект — тоже аграрный, он называется «Агроскаут». Это авиационная система для автоматического обследования сельскохозяйственных полей: дрон, оснащённый камерой, подлетает к определённому участку, опускается на высоту 1 м и делает несколько фото. По завершении облёта и съёмки он передаёт информацию в систему, где специальное ПО с применением искусственного интеллекта обрабатывает её, анализирует состояние посевов, выявляет наличие сорняков и т. д., даёт свое заключение и рекомендации. Сейчас проводим финальную работу по подготовке системы для сдачи заказчику.

— Возвращаясь к «Контуру»: вы упомянули, что главная особенность и уникальность аппарата заключается в его ПО. Кто занимался его разработкой?

«Контур» — это результат кооперации с IT-Центром МАИ. Специалисты центра создали программное обеспечение с элементами искусственного интеллекта, занимались формированием графического интерфейса, обучением нейросети распознаванию отдельных сценариев, тестированием.

— Ваш центр представлял на HeliRussia свои разработки в области беспилотных систем. Какую обратную связь получили?

Все три проекта, о которых я рассказывал, были представлены на выставке. И все они вызвали интерес посетителей.

Если говорить о «Контуре», то есть интерес и со стороны некоммерческих структур, например, МЧС. Дроны, оборудованные камерами, тепловизорами, могут быть использованы для выявления пожаров. И «Контур» подходит для этих задач: ПО для автоматического выявления нарушений возможно перенастроить под потребности заказчика.

К «Агродрону» был большой интерес со стороны компаний, которые оказывают услуги по обработке полей. В этом году планируем начать мелкую серию, чтобы обеспечить аграриев нашими аппаратами уже в будущем сезоне.

«Агроскаут» — это летающая камера с очень большим разрешением матрицы. И к этой системе интерес есть со стороны компаний, которые оказывают услуги по мониторингу, а также компаний из агросектора.

— Довольны результатами выставки?

Да, конечно. Мы не только продемонстрировали свои разработки, но и получили по ним хорошую обратную связь. Увидели, что многие компании смотрят далеко вперёд, интересуются технологиями, в том числе и в области городской воздушной мобильности, аэротакси. И мы планируем развивать не только это, но и другие направления.

— Раз уж затронули тему планов на будущее, поделитесь, какая работа предстоит в ближайшие 5-10 лет?

Сейчас занимаемся беспилотниками, которые обеспечивают перевозку различной полезной нагрузки. Но в будущем одна из основных задач нашего центра — создание аэротакси. Это задача, решение которой будет для нас показательным, ведь здесь мы отработаем не только техническую часть, но и процессы сертификации.

Мы не только разрабатываем БЛА, но и занимаемся подтверждением того, что та или иная конструкция надёжна. И становление нашего центра как разработчика, испытателя будет подтверждаться созданием таких серьёзных проектов, как аэротакси. Ну и большой пласт — это область сертификации: проведение работ и создание доказательных документов, подтверждающих, что летательный аппарат надёжен и безопасен.

— Когда, на ваш взгляд, полетят аэротакси в наших городах?

Буду максимально консервативен в своей оценке, поскольку перевозка людей в аэротакси в автоматическом режиме — очень ответственное мероприятие. И несмотря на то, что уже сейчас есть технологии, позволяющие создавать такие аппараты, их зрелость с точки зрения надёжности требует времени и тщательной оценки.

С учётом того, что нормы во всем мире находятся на этапе становления, думаю, лет 5 без этого точно будем жить. Сегодня отрабатываются технологии автоматического полёта грузовых беспилотников, создано большое количество песочниц — экспериментальных правовых режимов по всей территории России. И вот когда эта технология будет отлажена, устройства будут признаны надёжными, тогда можно будет переходить к разговору о перевозке людей.

— Как будет развиваться беспилотие в России?

Основной вектор развития отрасли в ближайшее время — это создание небольших аппаратов, которые обеспечивают перевозку полезной нагрузки от 300 г до десятка килограммов. Эти аппараты различных типов точно будут востребованы.

А если задуматься о далёкой перспективе, то, как я и говорил, это будет создание серьёзных аппаратов для перевозки пассажиров. И одна из главных задач, которую нужно будет решить разработчикам беспилотных аппаратов и производителям бортового оборудования, — найти альтернативу импортным устройствам, которые входят в состав этих аппаратов, либо научиться самим их производить в своей стране. Ведь важнейшие компетенции в разработке БЛА лежат в создании не каркаса планера, а начинки — двигателя, радиоэлектроники — того, что обеспечивает работу летательного аппарата. И если подходить к процессу комплексно и в полной мере, то создавать нужно всё — начиная от корпуса аппарата и заканчивая его начинкой и ПО. Это наш подход, которого мы придерживаемся в Центре БЛА МАИ.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2