Ректор МАИ Михаил Погосян: «Нужны инженеры с креативным мышлением»
27 июня 2023Как готовить специалистов, которые обеспечат технологический суверенитет страны? Какие профессии войдут в топ-5 в ближайшей перспективе? И почему образование уже не будет таким, как прежде? Об этом корреспондент «РГ» беседует с ректором Московского авиационного института, академиком РАН Михаилом Погосяном.
— Михаил Асланович, МАИ один из шести вузов – участников пилотного проекта по переходу на новую систему высшего образования. Что это значит для университета?
Михаил Погосян: Для нас это, прежде всего, новые возможности. Одна из приоритетных задач МАИ — готовить специалистов, которые обеспечат технологический прорыв страны. Наряду с базовыми знаниями необходимо давать практические навыки, навыки использования современных цифровых технологий в решении комплексных инженерных задач, чтобы наши выпускники могли с самого начала работы в индустрии демонстрировать высокий уровень профессионализма. Участие в пилотном проекте позволяет гибко адаптировать образовательные программы под новые требования.
— До 30 июня должны быть утверждены новые стандарты и учебные программы. К чему готовиться?
Михаил Погосян: На 1-2 курсах наряду с трансформацией инженерного ядра мы переходим на углубленное освоение цифровых технологий, подкрепляя полученные компетенции реализацией конкретных проектов.
На более старших курсах студенты поэтапно определяются со своей специализацией, выбирая объект проектирования, направление работы в конструкторском бюро, на заводе или в технологическом стартапе и профессиональную роль (конструктор, технолог, расчетчик и т.д.). Это подкрепляется реализацией инженерных проектов, интегрирующих содержание разных дисциплин. Тематики проектов формируются совместно с нашими индустриальными партнерами и направлены на вовлечение студентов в реализацию перспективных авиационных и космических программ и передовые исследования МАИ.
Для повышения конкурентоспособности выпускников МАИ на старших курсах им доступны дисциплины по перспективным технологиям, таким как материалы с изменяемыми свойствами, встроенные системы мониторинга состояния конструкций из композиционных материалов, методы искусственного интеллекта и суперкомпьютерного моделирования и т.д.
Отдельного внимания заслуживают модули, формирующие компетенции комплексного инженера в части ведения бизнес-процессов, управления проектами и гуманитарного мышления. Это позволяет интегрировать конструкторские, цифровые, экономические и гуманитарные дисциплины в комплексную образовательную среду, в том числе для развития личностных и коммуникативных навыков инженера будущего.
— На базовом уровне сроки обучения по новой системе от четырех до шести лет. Решение за вузами. Сколько будут учиться студенты МАИ?
Михаил Погосян: Мы пилотный проект начинаем с программ инженерной подготовки по ключевым для аэрокосмической отрасли направлениям: самолето- и вертолетостроение, ракетно-космические комплексы, авиационные и ракетные двигатели, системы управления и интегрированные системы летательных аппаратов. Они реализовывались на уровнях специалитета и бакалавриата. Теперь по этим направлениям срок обучения по программам базового высшего образования для российских студентов будет составлять 5,5 лет.
В следующем году переведем на программы базового высшего образования остальные направления подготовки, определив сроки реализации образовательных программ по результатам совместного с работодателями анализа.
— Приемная кампания началась. По первой ступени образования у вас открыто почти 2700 бюджетных мест. Сколько из них попадает под «пилот»? Сориентируйте абитуриентов.
Михаил Погосян: Прием на программы в области авиационной и ракетно-космической техники — это примерно 40 процентов бюджетных мест. А всего у нас ведется подготовка по девяти меганаправлениям. По остальным программам мы принимаем, как и раньше, на программы бакалавриата и специалитета, формат и содержание которых также будут обновлены в соответствии с нашими подходами.
— В МАИ есть дополнительные стипендии, в том числе для первокурсников. Расскажите о них.
Михаил Погосян: Есть много разных стипендий. Для студентов, которые приходят к нам с высокими баллами ЕГЭ, мы устанавливаем дополнительные выплаты до 20 тысяч рублей. Далее в зависимости от успехов в учебе, научной деятельности и общественной активности студенты получают стипендии. У некоторых выплаты могут достигать 30 тысяч рублей. Однако стипендии — это не единственный источник дохода студентов. Наши ребята уже со 2-3 курсов начинают работать или на предприятиях, или в лабораториях университета. Проектная работа — неотъемлемая часть базового образования в МАИ.
— Технологии меняются стремительно. И технологии меняют мышление? Образование уже не будет таким, как прежде?
Михаил Погосян: Да, технологии действительно изменяют наше мышление и влияют на образование. Такие технологии, как математическое моделирование, искусственный интеллект и анализ больших данных, имеют огромное значение для различных отраслей, включая авиационную. Учитывая скорость изменений, образовательные программы должны непрерывно обновляться. Также необходимо формирование совместно с индустрией постоянно обновляемого кадрового прогноза в среднесрочной и долгосрочной перспективе.
— Мы встречаемся не первый раз. Помню, когда-то вы говорили, что одним из самых востребованных направлений станет суперкомпьютерное моделирование сложных технических систем. Все сбылось. А ваш прогноз сегодня? Нейросети?
Михаил Погосян: Нейросети уже сейчас применяются в таких отраслях, как авиастроение, судостроение, медицина, финансовая сфера и другие. Основными приложениями нейросетей являются оптимизация процессов, помощь в принятии решений, а также обработка и анализ больших данных. В будущем использование нейросетей в авиации может стать еще шире. Например, они могут быть применены для повышения безопасности полетов за счет предсказания возможных опасных ситуаций или для оптимизации маршрутов за счет анализа данных о погоде, топливе, пассажирах и других факторах.
В МАИ мы уже реализуем подобные проекты не только в авиационной, но и в других областях. Например, мы решали задачи в интересах МЧС по прогнозированию наводнений с помощью нейросетей.
Реализация такого рода проектов требует новых вычислительных мощностей. В соответствии со стратегией МАИ в рамках программы «Приоритет-2030» мы предусматриваем увеличение мощностей процессоров нашего суперкомпьютера до более чем 500 TFlops. Это позволяет нам наращивать объемы выполняемых работ по расчетным исследованиям в области математического моделирования, виртуальным испытаниям и сертификации летательных аппаратов, расчетам прочности конструкций и аэродинамики.
И наши студенты в процессе обучения привлекаются к этим задачам, потому что уже сейчас активно требуются специалисты по современным цифровым технологиям, искусственному интеллекту, виртуальной реальности. И эта потребность будет резко, экспоненциально расти в ближайшие годы.
— А какие профессии в перспективе войдут в топ-5?
Михаил Погосян: Потребность в инженерах постоянно растет, так как они играют важную роль в разработке новых технологий и инновационных решений, которые в том числе формируют новые рынки и стимулируют развитие общества. Причем будут востребованы инженеры, не только владеющие математическим аппаратом, но и обладающие креативным мышлением для решения комплексных задач.
Очень быстро будет развиваться рынок беспилотных летательных аппаратов. Сегодняшние прогнозы говорят о том, что нужно большое количество операторов БЛА. Но нужны и специалисты, которые будут проектировать услуги с использованием беспилотников. Нужны люди, которые будут проектировать комплексные цифровые системы, а не просто летательные аппараты.
Мы сделали кадровый прогноз вместе с ОАК и увидели, что если мы говорим о широком внедрении гражданской авиационной техники, то через 5-7 лет будет острая потребность в специалистах по ее эксплуатации. Но, подчеркну, не только в техниках, но и в специалистах, способных использовать тот огромный массив данных, которым мы сегодня располагаем. Например, бортовая аппаратура «Суперджета» пишет более 5 тысяч параметров. Надо уметь обрабатывать эту информацию, чтобы повысить эффективность эксплуатации. Поэтому будет большая потребность специалистах в области предиктивной аналитики и обработки больших данных, которые могут прогнозировать поведение воздушного судна.
Считаю, что во всех отраслях в следующие 5 лет будут востребованы специалисты по искусственному интеллекту и машинному обучению, бизнес-аналитики, аналитики в области информационной безопасности, специалисты по устойчивому развитию, которые занимаются разработкой мероприятий, направленных на минимизацию влияния человеческой деятельности на окружающую среду.
— В МАИ создано большое количество рабочих групп по беспилотным системам. Каковы перспективы развития технологий аэромобильности?
Михаил Погосян: В 30-е годы прошлого века создавалась отрасль самолетостроения. Сейчас похожий путь проходит отрасль беспилотных авиационных систем.
В МАИ создано несколько структур, которые ведут проекты в области беспилотных систем самого различного назначения. Мы открыли центр по сертификации и испытанию беспилотных систем на базе аэродрома МАИ, оснастили его современным оборудованием и получили аттестат аккредитации Росавиации как Сертификационный центр в области БАС.
Развиваем конструкторские и производственные мощности, реализуем большое количество программ дополнительного профобразования по подготовке специалистов в области проектирования, испытаний и сертификации БАС.
За последние 10-15 лет в МАИ разработано более ста типов аппаратов разной грузоподъемности — от 20-30 кг до 300-400 кг. Но мы не ограничиваем свои интересы только такими аппаратами. Нам интересны, например, проекты аэротакси. Сегодня нужно провести определенную работу с точки зрения уровня технологического развития. Но в перспективе это очень востребованная тема.
— Целевая подготовка студентов всегда была одной из зон вашего контроля. Сегодня тоже?
Михаил Погосян: Это очень важное направление. Среди наших заказчиков — Ростех, Роскосмос, КТРВ, Минобороны и другие. У нас обучается более 3 тысяч студентов-целевиков. Для ребят это бОльшая уверенность в своей будущей карьере. Они приходят на производство уже полностью адаптированными.
Много и тех, кто поступает на общих основаниях, но в процессе обучения определяет свою будущую траекторию. В таких случаях студенты заключают целевые — ученические — договора с аэрокосмическими предприятиями.
Кроме того, мы сейчас активно развиваем целевые сетевые образовательные программы с вузами-партнерами в интересах региональных предприятий: Смоленского авиационного завода, Улан-Удэнского авиационного завода, филиала ПАО «ОАК» — Комсомольского-на-Амуре авиационного завода имени Ю. А. Гагарина и АО «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф. Решетнева». Уже со второго курса для студентов предусмотрены практики на предприятии и погружение в реальные производственные задачи. А после выпуска они, получив диплом МАИ, остаются работать на своем предприятии.
— Вы часто подчеркиваете: конкурентоспособность будет определяться прежде всего талантами, лидерами изменений. Как их найти? Среди тех, кто громко и правильно говорит? Кто хорошо думает?
Михаил Погосян: Это очень непростой вопрос. Распознать лидера можно не по оценкам или победам в конкурсах. Важно, чтобы человек проявлял себя с разных сторон. Он должен уметь находить решение в разных ситуациях, с разной степенью сложности задач, объединить вокруг себя людей, видеть проект в целом, а не отдельную узкую проблематику, знать, как управлять жизненным циклом изделий... Готовить таких специалистов надо через последовательное усложнение решаемых задач, через работу в междисциплинарных командах, которые занимаются реальными проектами с использованием современных технологий.
Мы идем к тому, что дипломный проект станет комплексным и будет выполняться с участием студентов, обучающихся по разным направлениям. В таких командах сразу видно, как себя проявляют люди.
— Нейросети, по прогнозам, скоро заменят до 40 процентов специалистов. Это хорошо? Плохо?
Михаил Погосян: Достаточно обсуждаемый сегодня вопрос, и я считаю, что регулирование использования искусственного интеллекта действительно актуальная проблема. Но при этом есть достаточно большое количество рутинных задач, где компьютер намного эффективнее, чем человек.
Что касается творческих задач, то думаю, что возможности для реализации креативных решений человеческого мышления очень широкие. Поэтому в инженерной деятельности я бы видел цель в поиске баланса при взаимодействии человека и машины. Мы должны полагаться на возможности нейросетей и современных методов моделирования, но при этом обязаны анализировать и интерпретировать результаты их работы, находить принципиально новые подходы и решения.
— Какие проекты в области космических технологий реализует сегодня МАИ?
Михаил Погосян: Сейчас мы активно сотрудничаем с Роскосмосом по программе развития отрасли, организации серийного производства малых космических аппаратов, сокращению циклов их создания. Эта одна из важных задач, продиктованных временем. Стоит задача создать мощную космическую группировку, для этого требуется развивать цифровое производство. Подобный опыт накоплен у нас в авиации, и мы работаем над тем, как его перенести на проекты космической отрасли.
— МАИ входит в консорциум Научного центра мирового уровня «Сверхзвук». Какими проектами занимаетесь? И какие перспективы с учетом нынешней ситуации у сверхзвукового самолета второго поколения?
Михаил Погосян: Сейчас направление сверхзвуковой авиации переживает рост интереса. Обеспечить экономическую эффективность сверхзвуковых летательных аппаратов, их экологичность — это серьезный вызов. Мы задействованы в разных направлениях исследований, которые ведутся в ЦАГИ. Это вопросы аэродинамики, проектирование бионических конструкций, выработка требований к силовой установке, методы снижения уровня звукового удара и шума, разработка систем управления и многое другое. В «Сверхзвуке» участвует большое количество наших студентов старших курсов.
— Вы не только ректор авиационного вуза. Вы авиаконструктор, у вас огромный опыт организатора производства. Просто не могу не спросить: какие проекты в области авиастроения вы бы отметили?
Михаил Погосян: Безусловно, одна из важнейших задач — вывод на рынок отечественных самолетов SSJ-NEW, МС-21, а также реализация программы перспективного широкофюзеляжного самолета. Перспективный двигатель ПД-14 уже прошел сложнейшие сертификационные испытания. Успешно решена задача импортозамещения композитных материалов в конструкции МС-21.
Про значение создания отрасли беспилотных авиационных систем мы говорили. Для российских производителей конкуренция на мировом рынке будет очень высокая.
— Полистала последние новости на сайте вуза. В МАИ придумали биоэлектрический протез кисти, позволяющий пользоваться смартфоном, приложение для дистанционной диагностики болезней Альцгеймера и Паркинсона... То есть не только авиация, не только ракеты и двигатели?
Михаил Погосян: Да, сфера наших интересов очень широкая. Мы готовим специалистов для аэрокосмической отрасли. Это наш приоритет. Но мы готовим кадры и для других высокотехнологичных отраслей: энергетика, медицина и другие. Кстати, студент, который предложил биоэлектрический протез, — выпускник стартап-студии МАИ, которую мы создали для развития предпринимательских компетенций у наших инженеров.