«К каждому проекту отношусь с теплотой» — директор Lean-школы МАИ о подходах к обучению

1 августа 2023

Стремление к развитию, внедрение новых технологий, использование опыта успешных игроков рынка в своей или смежной отрасли, талантливые и образованные специалисты, стремящиеся к реализации поставленных задач, и многое-многое другое — то, из чего складывается эффективное предприятие. И это актуально для абсолютно любой отрасли — и в особенности для стратегически важных авиа- и ракетостроения. И для того чтобы оказывать практическую помощь индустрии, делиться богатейшим опытом экспертов, решать конкретные задачи на пути развития предприятий, команда Дирекции перспективных производственных проектов МАИ во главе с её директором Валентиной Сизиковой создали совершенно уникальный проект, который вот уже третий год успешно воплощают в жизнь, — это Lean-школа (от англ. lean production — «бережливое производство»).

О том, что же такое Lean-школа и для чего она нужна, кто и как здесь проходит обучение, что проект даёт индустрии и какие задачи помогает решать, поговорили с главой Дирекции перспективных производственных проектов МАИ и руководителем Lean-школы Валентиной Сизиковой.

— Валентина Александровна, как вы связаны с аэрокосмосом и образовательной системой?

Всю свою жизнь я проработала в индустрии и в 2016 году оказалась в образовательном учреждении, в МАИ, — признаться, никогда бы не подумала раньше, что со мной такое может случиться. Но я рада, что всё сложилось именно так. В МАИ я начала работу по приглашению ректора: моей задачей было организовать связку институтов технологического направления МАИ и промышленности. У меня к тому моменту был 15-летний опыт lean production, и я могла эффективно применить его здесь.

— Расскажите о вашем опыте в индустрии и о пути в lean production.

У меня техническое образование: я инженер-электрик, инженер-программист. В тему бережливого производства (lean production) я стала углубляться благодаря участию в запуске завода Ford в Ленинградской области. Обучалась у Ford в Англии и Германии, а затем с командой на новом заводе во Всеволожске выстраивала процессы в соответствии с идеологией производственной системы компании. Так, можно сказать, благодаря этой автомобилестроительной компании у меня появилась третья очень востребованная и интересная специальность.

Дальше была работа в РУСАЛ, потом в «Группе «ГАЗ», «Русских машинах», ЧТПЗ: везде применялись подходы бережливого производства. Ну а после — АО «Компания «Сухой» и все заводы в периметре ОАК. Так что в авиастроении я с 2008 года. И надо сказать, что подходы, которые заложены в бережливое производство, работают на любом типе производства и в любой отрасли.

— Когда и как родилась идея Lean-школы?

Придя в МАИ, занимаясь связкой науки, технологического направления и промышленности, конечно, я хотела применять тот опыт, который я накопила в индустрии, дальше его распространять. И в какой-то момент мои порывы и задачи, стоявшие перед компанией АО «Информационные спутниковые системы имени академика М. Ф. Решетнёва», совпали.

Перед АО «Решетнёв» стояла непростая задача, которую российская космическая промышленность ранее не решала: выстроить серийное производство малых космических аппаратов, чтобы за два с небольшим года выпустить 260 спутников. Ведь развитие отрасли диктует своё: сегодня необходимо создавать многоспутниковые группировки, и это требует иного подхода к количеству выпускаемых аппаратов. Да, компания умеет делать космические аппараты, но никогда не занималась серией. И в формате Lean-школы мы предложили проработать совместно с командой «Решетнёва» модель организации серийного производства малых космических аппаратов.

Так в 2021 году состоялось открытие первой Lean-школы по теме «Организация серийного производства малых космических аппаратов».

Разработкой программ Lean-школы занимается команда Дирекции перспективных производственных проектов МАИ во главе с её директором Валентиной Сизиковой, имеющей более 20 лет практического опыта применения концепции Lean в различных отраслях и типах производства: дискретное и непрерывное производство, мелко- и крупносерийное, с длительным циклом изготовления.

— Что же такое Lean-школа?

Lean-школа — это собирательный образ. С одной стороны, это программа дополнительного профессионального образования, а с другой — площадка, где компании могут «прокачать» свой проект, идею или решить проблемный вопрос, увидеть варианты развития и эффективной организации производства.

То есть сюда приходят компании со своим проектом и задачей, и мы совместно с их командой эту задачу решаем. Задача не игровая, не тренировочная, а конкретный проект, который компания хотела бы быстро развить или проработать варианты развития и выбрать наиболее оптимальный путь.

В рамках Lean-школы мы сотрудничаем с НПО имени Лавочкина, также прорабатываем создание серийного производства космических аппаратов. А ещё с «Российскими космическими системами», ведь такое количество спутников нужно обеспечить бортовой аппаратурой, которую производит РКС.

Lean-школа является той площадкой, которая объединяет накопленный опыт как в авиастроении, так и в организации серийного производства. Конечно, в основе большой блок — организация производства и процессов, в который я постаралась вложить все знания, которые накапливала более 20 лет.

Концепция Lean-школы, как и всех образовательных программ Московского авиационного института, базируется на реализации конкретной практической задачи.

— Как строится работа Lean-школы?

Наша ключевая фишка заключается в том, что мы глубоко погружаемся в процессы проекта той команды, того предприятия, с которым сотрудничаем, привлекаем соответствующих экспертов.

И сама Lean-школа построена следующим образом: есть теоретическая часть, в рамках которой мы читаем лекции, а потом эти теоретические знания, которые команда получила, помогаем приложить к их реальному проекту.

Например, перед РКС стоит задача наладить серийное производство радиоэлектронной аппаратуры. В теоретической части мы даём основы современной организации производства, бережливого в том числе, рассказываем о способах организации производства — поточное, конвейер, поточно-постовая сборка и т. д., приводим примеры, лучшие практики. А дальше с командой смотрим, что из того опыта и способов организации стоит применить для решения их задачи. И детально прорабатываем различные сценарии, пошагово выстраиваем все процессы, включая производство, сборку, количество рабочих мест, тип необходимого оборудования и т. д. Применяем современные подходы и технологии Индустрии 4.0, виртуальную и дополненную реальность, которая может помочь и в обучении, и в организации контроля качества, роботизацию, решаем, в каких случаях её целесообразно применять, выбираем точки для роботизации, учимся работать с большими данными. При необходимости отрабатываем принципы планирования, обеспечения качества.

— То есть программы составляются под задачи каждого партнера индивидуально?

Конечно, у нас есть основные темы, столпы программы, но эту программу докручиваем под каждого конкретного клиента. И смотрим на проект комплексно. Программа построена так, что мы даем теоретическую часть, тут же прикладываем эту теорию к конкретному проекту.

Программа из 5-6 модулей, которые длятся по 4-5 дней и проходят примерно раз в месяц. Между модулями команда прорабатывает поставленные задачи, регулярно проводим ВКС, обмениваемся информацией, оказываем методологическую поддержку.

Каждый модуль посвящён определённой тематике: например, организация производства, управление качеством, планирование, экономика, управление поставщиками и т. д. А заканчивается финальными докладами, на которых присутствует руководство: и ректор МАИ, и руководители компании.

Ну а в конце школы команда презентует результаты работы в виде ответов на поставленные задачи, отталкиваясь от цели, с какой пришла: например презентует концепцию серийного производства, принимая во внимание все сопутствующие моменты не только самого производства, но и системы качества, управления кооперацией, единой цифровой среды, экономики проекта, оценивая плюсы и минусы разных вариантов.

Кстати, некоторые решения компании реализуют, не дожидаясь окончания программы. Например, когда команда представила концепцию линии сборки малых космических аппаратов, генеральный директор АО «Решетнёв» тут же решил внедрить её — так появился макет производственной линии в натуральную величину.

— Кто они, эксперты Lean-школы?

Все наши эксперты имеют большой практический опыт. И даже если сейчас они являются сотрудниками МАИ, у них большой опыт в индустрии. Привлекаем профессионалов из различных индустрий, в том числе ОАК, которые производят серийную продукцию, чтобы они рассказали, например, как устроена система качества на серийном заводе, поделились опытом, провели мастер-класс по решению определенных задач. Привлекаем экспертов, которые работают в автомобилестроении, авиастроении.

Вообще, программа очень гибкая: если видим, что команде не хватает экспертного мнения, которое мы не заявляли, подтягиваем эксперта.

— Как происходит отбор слушателей?

Компания сама проводит отбор специалистов, которые будут проходить обучение. Как правило, это молодые специалисты высокого уровня в возрасте от 28 до 45 лет. Компания возлагает на них большие надежды, они должны стать ядром формирования новой среды и проводниками изменений. Это представители разных служб и отделов: технологи, проектировщики, представители производства, финансово-экономического блока, IT-структур и др.

— Сколько компаний-партнёров прошли обучение в рамках LEAN-школы?

Основными партнерами являются компании «Роскосмоса» и ПАО «ОАК». На сегодняшний момент мы завершили три программы и в процессе реализации еще три программы. Работаем с Решетнёвской фирмой, «НПО Лавочкина», а также с объединенной командой РКС и «Ярославского радиозавода».

— Есть ли проекты, к которым относитесь с наибольшей теплотой?

К каждому проекту отношусь с огромной теплотой, у каждой команды свои отличительные черты. Но на сегодня, пожалуй, выделила бы завершенный проект с АО «Решетнёв», потому что уже сейчас вижу прототип линии, на которой команда отрабатывает свой малый космический аппарат. С ними интересно работать, они очень активны и ориентированы на результат.

И также тепло отношусь к законченной школе в интересах ОАК: у нас были три проекта, и все они не остались на бумаге, а реализовываются. Приятно видеть публикации в СМИ, где говорят об успехе проекта, который ещё совсем недавно защищали ребята в аудитории.

— Получается, у вас есть уникальная возможность помогать проектам, которые трансформируют отрасль...

Да, быть причастной к трансформации аэрокосмической отрасли для меня волнительно, ответственно и очень интересно.

В этот день было

Первый вертикальный взлет СВВП с палубы корабля
Родился лётчик-вертолётчик Герой Советского Союза Н.И.Малышев
Родился лётчик-испытатель Ю. А. Егоров