В МАИ стартовала конференция «Сертификация БАС. Пути развития»

4 октября 2023

4 октября в Московском авиационном институте стартовала конференция «Сертификация БАС. Пути развития». Мероприятие собрало более 200 представителей отрасли, включая разработчиков и эксплуатантов беспилотной авиационной техники, руководителей авиационных властей, представителей федеральных органов исполнительной власти.

Среди спикеров выступали заместитель руководителя Росавиации Андрей Анатольевич Добряков, начальник УСАТ Росавиации Наталья Борисовна Кириллова, исполнительный директор Авиарегистра России Александр Янович Книвель, руководитель отдела БАС АО «Почта России» Антон Сергеевич Никифоров, первый заместитель гендиректора АО «НЦВ Миль и Камов» Александр Сергеевич Тарасов и заместитель директора АНО «Платформа НТИ» Роман Анатольевич Мешков и другие гости. Открыл конференцию директор Дирекции «Аэромобильность» МАИ Андрей Анатольевич Замковой.

Затем с приветственным словом к гостям университета обратился ректор МАИ Михаил Погосян.

— Развитие беспилотных авиационных систем и услуг с использованием беспилотных летательных аппаратов — одно из ключевых направлений развития технологий в мире и в нашей стране. И я надеюсь, что эта конференция позволит нам объединить усилия, выработать новые подходы, которые необходимы для обеспечения эффективного решения задач, стоящих перед нами, — сказал Михаил Асланович.

В свою очередь замруководителя Росавиации Андрей Добряков отметил, что гражданские беспилотные авиационные системы — новая перспективная отрасль народного хозяйства и её комплексному становлению и ускоренному развитию уделяется значительное внимание руководством Российской Федерации, авиационными властями в лице Минтранса и Росавиации.

— В настоящий момент уже действующая система сертификации беспилотных авиационных систем, их разработчиков и изготовителей в РФ выстроена и постоянно совершенствуется с учётом развития различных особенностей применения БАС. Для этого создана соответствующая нормативно-правовая база, сформирован состав участников сертификации, — заявил Андрей Добряков.

С более детальной информацией об особенностях системы сертификации БАС и направлениях её развития выступила начальник УСАТ Росавиации Наталья Кириллова. В частности, она подчеркнула, что на сегодня существует несколько вариантов допуска беспилотных авиационных систем к эксплуатации.

Такие варианты допуска, как на основании Сертификата типа или на основании Акта оценки проходят по линии гражданской авиации и относятся к полномочиям Росавиации. При этом существуют варианты допуска по линии экспериментальной авиации, а также по линии экспериментальных правовых режимов, которые активно апробируются в ряде регионов, подчеркнула Наталья Кириллова.

При этом стоимость сертификационных работ Кириллова оценила в среднем от 30 до 59 млн рублей в зависимости от максимальной взлётной массы БАС.

Руководитель отдела БАС АО «Почта России» Антон Никифоров в своём выступлении обратился к разработчикам беспилотников с рекомендацией прислушиваться к требованиям заказчиков. В частности, он обратил внимание на необходимость разработки не обособленных аппаратов, а предоставления комплексной услуги. А также учитывать будущие условия эксплуатации беспилотников при разработке и сертификации.

С докладом о перспективах развития рынка беспилотных авиационных систем выступила директор центра маркетинга МАИ Светлана Юрьевна Исаева. Далее об опыте отечественной и международной сертификации авиационной техники рассказала директор сертификационного центра МАИ Светлана Александровна Лунёва.

Первый день конференции завершился экскурсией по центрам компетенций и лабораториям университета, созданным в соответствии с программой «Приоритет-2030», участником которой является МАИ. В том числе гостям показали центр «Авионика», выполняющий работы в рамках стратегического проекта «Будущие аэрокосмические рынки — 2050». Деятельность центра направлена на разработку перспективного бортового радиоэлектронного оборудования, в первую очередь — для авиации, и развитие компетенций студентов в области авионики. Здесь работают как инженеры с большим опытом трудовой деятельности в крупных авиационных компаниях, так и студенты МАИ. Заключительной точкой экскурсии стал Центр «Беспилотных летательных аппаратов» МАИ, созданный в рамках стратегического проекта «Аэромобильность». Среди разработок инженеров Центра БЛА МАИ имеются агродроны, беспилотная система для охраны периметра «Контур» и другие системы.

Конференция «Сертификация БАС. Пути развития» продлится по 5 октября включительно.

В этот день было

Первый полет самолета Ту-334
Первая ночная посадка самолета Т10К-2
Первый полет гидросамолета Бе-8