Авиаперспективы сквозь призму цифровых технологий: ректор МАИ — о трендах в отрасли

6 декабря 2023
Авиаперспективы сквозь призму цифровых технологий: ректор МАИ — о трендах в отрасли

Московский авиационный институт — ведущий поставщик кадров для авиационной индустрии России, развитие которой является для университета одним из важнейших приоритетов. О самых актуальных на сегодняшний день трендах трансформации отрасли ректор МАИ, академик РАН, председатель Комиссии по развитию высшего образования и науки ОП РФ Михаил Погосян рассказал для тематического приложения «Авиастроение» издания «Коммерсантъ».

«Авиационную отрасль по праву можно назвать локомотивом развития экономики и технологий в самых разных промышленных областях. Цифровая трансформация, активное применение искусственного интеллекта при разработке новых материалов и технологических процессов, новации в области электродвижения и развитие индустрии беспилотной авиационной техники — те передовые подходы, которые во многом обеспечивают отрасли её высокую конкурентоспособность.

Развитие отрасли в современных условиях невозможно представить без цифровой трансформации, которая характеризуется рядом трендов: новыми методами проектирования летательных аппаратов, базирующимися на использовании цифровых двойников, применением технологий математического моделирования для проектирования, оптимизации, сертификации авиационных конструкций, внедрением цифровых паспортов изделий. Технологии искусственного интеллекта (ИИ) также играют важную роль в прогнозировании поведения различных элементов и систем летательного аппарата: предиктивная аналитика позволяет предвосхищать критические ситуации на борту, повышая уровень безопасности и сокращая время простоя авиационной техники.

Огромный вклад в обеспечение безопасности, надёжности и функциональности воздушных судов также вносят бортовая электроника и интегрированная авионика, важность которых возрастает с каждым годом. Современный самолёт — это глубоко компьютеризированная система, и с существенной частью работы, которую раньше делал экипаж, автоматика справляется сегодня быстрее и надёжнее, облегчая человеку рабочую нагрузку.

Следующий отраслевой тренд — внедрение новых материалов: область применения композиционных конструкций и аддитивных технологий расширяется весьма быстрыми темпами.

Ещё один тренд, который уже с полным правом можно назвать глобальным, — поворот транспортной отрасли в сторону развития беспилотия. И речь не только об аэротакси, в гражданской авиации постепенно создаются предпосылки к тому, чтобы оставить в кабине воздушного судна одного пилота, а объём задач второго лётчика передать автоматизированной системе с функциями ИИ.

Помимо этого, важными направлениями являются электрификация инженерных систем, создание электрических и гибридных силовых установок для самолётов малой размерности и беспилотных летательных аппаратов. Электродвижение и новые накопители энергии — это те технологии, которые в будущем обеспечат революционный скачок в развитии услуг с использованием беспилотного транспорта. Все эти направления в значительной степени будут определять отраслевую конкурентоспособность, обеспечивая новые возможности как на традиционных, так и на перспективных рынках авиационной техники. Сверхзвуковой самолёт, гиперзвуковые летательные аппараты, беспилотные авиационные системы — в основе всех этих проектов лежит большой набор новых технологических процессов.

На широком использовании перечисленных подходов сегодня базируются и все крупнейшие отечественные программы в области авиастроения. Это касается и импортозамещённого SJ-100, и МС-21, и сверхзвукового самолёта нового поколения. Московский авиационный институт активно участвует в этих проектах, решая вопросы, связанные с оптимизацией конструкций, использованием композиционных материалов, снижением уровня шума на местности и в пассажирском салоне, отработкой отдельных систем летательных аппаратов.

Такая ориентация на участие в реальных проектах через внедрение современных цифровых технологий является отличительной особенностью Московского авиационного института. Она позволяет нам на базе имеющихся знаний, с одной стороны, внедрять новые подходы для создания перспективных образцов авиационной техники, а с другой стороны — получать от индустрии обратную связь для включения в образовательные программы реальных кейсов в рамках дипломных проектов и курсовых работ. Таким образом мы обеспечиваем высокий уровень практической подготовки наших выпускников для решения реальных задач, стоящих сегодня перед авиационной промышленностью. И я могу гарантировать, что нет ни одного проекта в области авиационной техники, в котором не участвовали бы выпускники Московского авиационного института. Более того, в большинстве этих проектов маёвцы являются лидерами.

МАИ взаимодействует не только с крупнейшими представителями индустрии, но и с новыми игроками рынка — особенно это касается области беспилотных авиационных систем, частной космонавтики и IT. МАИ совместно с правительством Рязанской области является инициатором создания и участником «Аэрокосмической инновационной долины» — новой среды для реализации перспективных проектов в области аэрокосмических систем, информационных и биомедицинских технологий, радиоэлектронного оборудования. Участие в этом проекте позволяет нам развивать сотрудничество с новыми профильными компаниями, появляющимися на рынке высокотехнологичной продукции.

Сегодня МАИ готовит комплексных инженеров по широкому спектру направлений, которые не только обладают теоретическими знаниями о современных технологиях, но и умело применяют их на практике. И основная задача университета — на базе имеющегося у нас опыта и тесного взаимодействия с индустрией готовить команды лидеров, способных обеспечить конкурентоспособность российской авиационной техники на мировом рынке».

В этот день было

Первый запуск турбовального двигателя ВК-1500ВМ
Участие самолетов Су-30 и Су-35 в авиашоу в Дубаи
Начало серийного выпуска на заводе № 29 в Омске двигателй АШ-82ФН для Ту-2 и Ла-7