Потомственный маёвец Михаил Беличенко: «Обучать студентов — это здорово!»

9 января 2024
Потомственный маёвец Михаил Беличенко: «Обучать студентов — это здорово!»

Доцент кафедры 802 «Мехатроника и теоретическая механика» МАИ, кандидат физико-математических наук Михаил Беличенко — потомственный маёвец. В Московском авиационном институте учился его дедушка, а затем — отец. Михаил Валериевич рассказал, как попал на 802-ю, чем запомнилась студенческая жизнь и почему он в итоге остался в альма-матер.

Когда вы обнаружили в себе склонность к точным наукам?

Наверное, гены сыграли свою роль: техникой я начал увлекаться ещё в детстве. В школе с математикой тоже всё шло хорошо, хотя подводила неаккуратность: порой получал из-за неё тройки и двойки. Но при этом меня часто посылали на олимпиады, и к выпускным классам вопрос куда идти для меня не стоял — только физмат.

При поступлении думал о трёх вариантах: или мехмат МГУ, или Физтех, или МАИ. Класс у нас был маёвский: преподаватели по физике, математике и информатике были из Московского авиационного. В итоге, как и многие одноклассники, оказался здесь — в институте № 8.

Чем привлекло выбранное направление?

С направлением целая история! Мы с другом хотели попасть на кафедру 806, где готовят программистов. План был стать программистами и зарабатывать деньги! Однако на распределении я попал на 802-ю кафедру «Мехатроника и теоретическая механика». Сначала думал: «Караул! Надо переводиться хотя бы на математическую кибернетику — 805». Но вскоре обнаружил в себе любовь к термеху.

Позже моя семинарист, Татьяна Владимировна Руденко, отправила меня на олимпиаду по теоретической механике. Я выступил на хорошем уровне и благодаря этому поверил в себя.

Чем особенно запомнилось время учёбы в университете? Были ли преподаватели, ставшие для вас примером?

Студенческая жизнь — это прекрасно. Мне нравилось получать знания, общаться с профессионалами в своей сфере и даже резаться в балду на лекциях — это такая игра в слова.

Много преподавателей внесли важный вклад в мою жизнь. Например, до сих пор помню живые семинары и лекции Андрея Николаевича Сиротина, который старался расшевелить нас. В конце третьего курса я пошёл просить научную работу к Ольге Владимировне Холостовой и с тех пор плавно влился в жизнь кафедры. Даже спустя пару лет после защиты диссертации мой научный руководитель не перестаёт терпеливо помогать, за что я ей очень благодарен, как и Сергею Владленовичу Медведеву, Сергею Петровичу Перминову, Андрею Владимировичу Земскову. Все эти преподаватели оставили отпечаток в моей душе. Встретить таких людей — это уже счастье.

Кстати, если студенты это читают: не вздумайте на занятиях играть в балду!

Почему решили остаться работать в МАИ после окончания обучения? Чем занимаетесь сейчас?

Как я говорил, ещё с конца третьего курса я напросился на научную работу. Затем поступил в аспирантуру и нашёл огромную поддержку заведующего нашей кафедрой Бориса Сабировича Бардина. Здесь на учебном фронте очень много дел: надо разрабатывать новые курсы, готовить методички по фундаментальным предметам. В период пандемии запустил большое направление: создание видеопособий по термеху. Теперь любого отстающего можно отправить смотреть видео. Ещё занимаюсь подготовкой студентов к олимпиадам по теоретической механике: решаем трудные задачки со всеми желающими.

Занимаетесь ли научной работой? Чем именно?

Тема моей работы — исследование движения твёрдого тела, точка подвеса которого совершает высокочастотные вибрации. Понимание этого процесса поможет повысить точность работы различных механизмов, например, гироскопа или иного тонкого прибора на борту самолёта или спутника. Благодаря стараниям нашей кафедры в изучении этой темы становится всё меньше белых пятен.

Считаете ли вы, что нашли своё призвание? Довольны ли выбором профессии?

Да, более чем. У нас собрался замечательный дружный коллектив на кафедре, да и в институте. Работать с моими коллегами, обучать студентов, помогать им разбираться в научных дебрях — это здорово! Делаю это с удовольствием и рад, когда у моих ребят всё получается.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2