«Полюбил физику и математику сразу»: профессор МАИ Сергей Русских о работе преподавателем и современной молодёжи

11 января 2024
«Полюбил физику и математику сразу»: профессор МАИ Сергей Русских о работе преподавателем и современной молодёжи

Сергей Русских — профессор кафедры 602 «Проектирование и прочность авиационно-ракетных и космических изделий» МАИ, доцент. В 34 года он стал одним из самых молодых докторов физико-математических наук в университете. В интервью маёвец рассказал о своём пути в науке, о том, как мотоцикл «Восход» помог ему на экзамене и как любовь к физике и математике победила тягу к железной дороге.

Расскажите о своём образовании. Какой предмет вы преподаёте?

В 2011 году с отличием окончил МГТУ им. Н.Э. Баумана по специальности «Ракетостроение». В 2011 году поступил в очную целевую аспирантуру МАИ и в 2014 году защитил кандидатскую диссертацию. В 2021 году, после семи лет плодотворной работы в МАИ по грантам РНФ и РФФИ, защитил докторскую.

Преподаю курсы «Строительная механика конструкций вертолёта» — изучаем теорию колебаний механических упругих систем и расчёт оболочек и пластин; «Прочность конструкций» для вертолётных специальностей — рассчитываем нагрузки и особенности нагружения винтокрылых машин; «Основы прочности конструкций» — комплексный предмет по прочности самолётов, ракет и вертолётов; «Прочность летательных аппаратов» — проверяем ракеты на прочность, определяем нагрузки в процессе полёта; «Динамика конструкций летательных аппаратов» — это практически моя докторская диссертация для магистров.

Кем вы мечтали стать в детстве? Как считаете, нашли сейчас своё призвание?

Честно, хотел стать железнодорожником. Мой дед по папиной линии всю жизнь работал на железной дороге и часто в детстве брал меня с собой в поездки. Полюбил физику и математику сразу же, как они начались в школе. Тут, видимо, гены: мама до сих пор работает в школе учителем математики, а папа — учителем физики.

Быть учёным, преподавателем, работать со школьниками и студентами, аспирантами — да, это моё призвание!

Расскажите забавную историю из своего студенчества или из преподавательской деятельности.

На третьем курсе был у нас предмет «Детали машин». Вёл его Олег Павлович Лёликов, видный специалист по подшипникам, основатель филиала фирмы SKF в России. Был он очень строг, требователен, преподавал прекрасно. Ходили слухи, что никто уже в течение десяти лет не сдавал ему экзамен на отлично. Готовились мы к этому экзамену в общежитии дней пять-шесть без перерывов, по давно отработанной схеме: собирались с одногруппниками в комнате и все вместе обсуждали билеты и вопросы, объясняя попутно сложные моменты.

День экзамена. Я тяну билет, и среди двух других вопросов надо рассказать про конические передачи. Сажусь, начинаю рассказывать. Олег Павлович видит, что я что-то знаю, и решает меня проверить неожиданным вопросом: «А где в жизни вы видели конические передачи?». В школе я часто проводил с ребятами время в гаражах, катался и попутно чинил мотоциклы. Поэтому точно помнил, что коническая передача есть в коробке передач мотоцикла «Восход», что и сообщил Лёликову. Он сильно удивился, не ожидал такого ответа, и мы с ним долго обсуждали советскую мототехнику и используемые в ней элементы передач. Оценка — «отлично».

Какие, на ваш взгляд, три качества идеального студента?

Упорство, внимательность, тяга к знаниям.

Что нужно сделать студенту, чтобы сдать у вас экзамен или зачёт?

Всё стандартно: посещение и выполнение курсовых и практических работ. Особых требований нет. За красивые глаза зачёт или экзамен не поставлю.

Что цените в современной молодёжи?

Способность очень быстро впитывать знания из разных источников. Не всегда эффективно, к сожалению.

Какая книга или фильм вас впечатлили за последнее время?

Отвечу кратко. Фильм — The Doors, книга — «Аналитическая механика» А.И. Лурье.

Что бы вы посоветовали себе прошлому на основе имеющегося опыта?

На некоторых предметах, знание которых нужно в профессиональной деятельности, быть более собранным и глубже вникать в образовательный процесс.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2