ИИ в космосе: маёвец из Португалии — о новом поколении спутников и нейросетях за пределами Земли

17 января 2024
ИИ в космосе: маёвец из Португалии — о новом поколении спутников и нейросетях за пределами Земли

Данилу Нашсименту из Португалии учится на третьем курсе института № 6 «Аэрокосмический» МАИ и исследует применение искусственного интеллекта в управлении летательными аппаратами. В интервью Данилу рассказал о своей научной работе, клубе, который он основал в МАИ, и планах после бакалавриата.

Какие твои главные научные интересы?

Я занимаюсь системами управления движением, навигацией и двигательными установками ракет-носителей и космических аппаратов. Тема моего исследования — применение искусственного интеллекта и машинного обучения в алгоритмах систем управления. Это очень перспективная технология для нового поколения космических аппаратов.

В чём суть твоего исследования и где его можно применить?

Искусственный интеллект — это одна из областей, которые существуют относительно недавно и бурно развиваются, но ещё не достигли своего пика. Тема моего исследования касается эффективного использования нейросетей искусственного интеллекта, их способности адаптироваться и усваивать массивы информации, которые недоступны для человеческого мозга. Исследование призвано улучшить современные алгоритмы ориентации и поиска оптимальной траектории.

Искусственный интеллект можно научить адаптироваться к непредвиденным обстоятельствам в космосе, когда нужно принять решение в критически короткий срок, либо когда космический аппарат находится слишком далеко и не имеет связи с Землёй. Таким образом исключается зависимость летательного аппарата от постоянного получения команд со стороны человека. Так мы можем гарантировать, что аппарат выполнит свою миссию независимо от того, взаимодействуют ли с ним люди, и передаст нужную информацию, когда вновь окажется на связи.

Потенциальное применение этой разработки — в космических аппаратах, зондах, спутниках, планетоходах, полётах в дальнем космосе, миссиях к обратной стороне Луны.

Это исследование придаст изучению космоса новый импульс. Возможности искусственного интеллекта очень широки, а нам нужно просто научиться их использовать.

Какие твои главные академические достижения за последнее время?

В 2022 году я основал MAI Rocket Club. Это научное объединение из 15 студентов разных специальностей, которые задались целью разработать собственную исследовательскую ракету. У меня уже готовы научная работа и программное обеспечение для применения мультипликативного расширенного Фильтра Калмана для исследовательских ракет.

В 2023-м я участвовал в форуме «Инженеры будущего» Союза машиностроителей России. Наша команда заняла первое место в хакатоне по созданию прототипа респиратора. Я был рад применить свои знания, чтобы сделать что-то полезное для медицины. Это был очень хороший опыт реального инженерного проекта. Мы с друзьями шутили, что форум — это целый город, который состоит только из инженеров. Практически так и было! Я очень рад, что поучаствовал в нём.

За победу в хакатоне ваша команда выиграла поездку на Уральский оптико-механический завод. Как прошло путешествие?

В Екатеринбурге я познакомился с производством оборудования на Уральском оптико-механическом заводе. Нам рассказывали об изучении, проектировании и моделировании различных геодезических, медицинских и других приборов.

В поездке я узнал больше о России, истории Екатеринбурга, посетил достопримечательности и увидел много природных красот. Мы были в местном театре, музее, даже катались на снегоходах и видели очень красивое озеро посреди леса, покрытое льдом. Поездка в Екатеринбург — это одно из самых запоминающихся событий в моей жизни в России.

Какие твои ближайшие планы?

Я пойду в магистратуру по ракетно-космическому направлению, хочу продолжить изучать системы управления движением и навигацией. Также моя цель — принять участие в международных студенческих соревнованиях по ракетостроению, таких как IREC в Америке или EuRoC в Европе.

В этот день было

Подписано соглашение о международной системе определения местоположения судов и самолетов
На ММПП «Салют» начато серийное производство двигателя АЛ-21Ф
Создано ОКБ N 2