Полвека в Московском авиационном. История заведующего кафедрой 201 Алексея Агульника

23 января 2024
Полвека в Московском авиационном. История заведующего кафедрой 201 Алексея Агульника

Алексей Борисович Агульник, заведующий кафедрой 201 «Теория воздушно-реактивных двигателей», работает в МАИ с 1979 года. Будущий профессор выбрал себе любимое дело ещё в седьмом классе, когда попал в клуб авиации и космонавтики Московского городского дворца пионеров и школьников. Из-за близорукости он не мог стать лётчиком или космонавтом, поэтому решил, что будет разрабатывать двигатели летательных аппаратов.

Где вы учились и почему выбрали этот вуз и направление?

Я учился в разных московских школах, так как семья переезжала. После восьмого класса я, даже не посоветовавшись с родителями, забрал документы из одной школы и подал их в другую, над которой шефствовал Московский инженерно-физический институт. Там были классы с углублённым преподаванием физики и математики. Это было необходимо для моей будущей деятельности, которую я выбрал уже тогда: хотел работать в аэрокосмической сфере.

С седьмого класса я занимался в клубе авиации и космонавтики Московского городского дворца пионеров и школьников на Ленинских горах. Там мне объяснили, почему летают самолёты и ракеты. К нам приходили знаменитые лётчики и космонавты. Мы с ними общались, они были нашими кумирами. Так что, можно сказать, я стремился реализовать свою мальчишечью мечту. Кстати, выпускников этого клуба разных лет я встречаю постоянно на различных предприятиях отрасли. Не только меня эта организация привела в профессию.

К окончанию школы я определился и с выбором факультета в МАИ, куда поступил в 1973 году. Я считал тогда и считаю сейчас, что именно прогресс в двигателестроении определяет главный вектор развития и авиационной, и ракетной техники.

Кем вы мечтали стать в детстве?

Большинство моих сверстников, с которыми я занимался в клубе авиации и космонавтики, конечно же, мечтали стать лётчиками или космонавтами. Но у меня уже в детстве появились проблемы с зрением – близорукость, поэтому я решил стать инженером-разработчиком летательных аппаратов, а точнее, самой главной их части – двигательных установок.

Какие предметы вы ведёте?

Я преподаю несколько дисциплин: «Теория и расчёт воздушно-реактивных двигателей» на четвёртом курсе специалитета; «Теория и расчёт двигателей летательных аппаратов» на первом курсе магистратуры; «Теория адаптивных, гибридных и комбинированных авиационных двигателей» на втором курсе магистратуры; «Введение в авиационную и ракетно-космическую технику» на первом курсе специалитета.

Довольны ли вы своей работой?

Мне нравится моя работа, но не могу не отметить постоянную тенденцию последних лет: рост учебной преподавательской нагрузки и бумажно-бюрократической загрузки, не имеющей никакого отношения к качеству образования. Всё это сильно затрудняет научную деятельность преподавательского состава.

Что нужно сделать студенту, чтобы сдать у вас экзамен или зачёт?

Я прощу студенту ошибку в сложной формуле, если он подробно расскажет мне её физический смысл. Запомнить наизусть все формулы моих дисциплин проблематично, а если студент понимает, как формула появилась и расскажет мне алгоритм её вывода, то я понимаю, что в спокойной, а не в экзаменационной нервной обстановке, он её выведет без ошибок, если знает основные физические законы, описывающие рабочий процесс в двигателе.

Расскажите забавную историю из своего студенчества.

Забавных историй было много, тем более что в годы моего студенчества на двигательном факультете работал ставший потом знаменитым Михаил Задорнов. Он писал смешные интермедии, которые разыгрывались на сцене ДК МАИ. В остроумии состязались все: как студенты, так и преподаватели.

Вспоминаю экзамен по термодинамике. Сложная дисциплина, которую нам преподавал профессор Александр Михайлович Шведов. Студенты сидят с билетами и готовятся. Время идёт, никто не хочет идти первым, все боятся. Профессор устаёт ждать и начинает призывать студентов быть смелее и идти сдавать экзамен. Наконец он говорит: «Кто пойдёт первым, тому за смелость поставлю на балл выше». Тут же, мгновенно, встает один из довольно слабых студентов и заявляет: «Александр Михайлович, я готов. Ставьте три». Шведов засмеялся, посадил студента рядом с собой, расспросил его по билету и поставил четверку, сказав, что оценил скорость реакции и остроумие.

Если сравнить студенчество в ваше время и сегодня, то какие есть отличия и что похоже?

Отличий больше. Я учился в другом МАИ, в другой стране. Похоже то, что и мы тогда, и они сейчас молоды и полны планов на будущее, которое нынешнее поколение, в большинстве своём, также видит в работе в аэрокосмической сфере.

Темп изменений в стране и мире настолько быстрый, что наибольшее расхождение между поколениями студентов было в 80-х и 90-х годах. Студенты 80-х серьёзно учились, так как готовились работать в отрасли, а студенты 90-х не хотели тратить силы на учёбу, потому что планировали свою карьеру не в авиастроении.

Современные студенты видят, что нужны промышленности, и большая их часть на старших курсах уже работает на профильных предприятиях или кафедрах. Чего, к моему сожалению, лишено их поколение, и что было у нас, это бурная общественная жизнь. Конечно, можно говорить, что она отвлекала от учебы, но выезды на картошку, в стройотряды и другие общие мероприятия сильно нас сближали.

Чем любите заниматься в свободное время?

Люблю заниматься кулинарными изысканиями. Сам придумываю рецепты и готовлю по ним. Летом на даче люблю мастерить различные приспособления, улучшающие быт.

Что для вас самое ценное в жизни?

Самое ценное – это человеческая жизнь и человеческие отношения: дружба, любовь. Когда уходит из жизни близкий тебе человек, испытываешь страшное отчаяние от бессилия, что, будь ты даже гением, ты ничего не можешь изменить. А по поводу дружбы: каждую измену я переживаю очень болезненно. Даже сейчас, когда уже немолод, и много чего в жизни видел. Но привыкнуть к измене того, кого считал своим другом, так и не научился.

Есть ли место, куда вы любите возвращаться и где советовали бы побывать?

Ещё в школьные годы очень полюбил ходить по картинным галереям. Невозможно сосчитать, сколько раз я был в Третьяковке. В других городах и странах тоже обязательно осматриваю коллекции картин великих художников. Во Флоренции – галерею Уффици, в Мадриде – музей Прадо. Много раз посетив разные европейские страны, выбрал для себя три города, в которые хочется возвращаться снова и снова, – это Рим, Флоренция и Венеция. Это места, где сконцентрированы лучшие достижения европейской культуры. Любимый город в России – это моя Москва. Всегда интересовался её историей, судьбами знаменитых москвичей. Люблю улицы старой Москвы внутри Бульварного кольца.

Какая книга или фильм вас впечатлили за последнее время?

К сожалению, художественной литературы сейчас очень мало читаю, в основном профессиональную. В моей области всё очень быстро меняется. Например, когда я учился, то к дисциплине «Электротехника» мы относились прохладно, так как считали, что для наших реактивных двигателей это не самое важное. А сейчас стоит задача создания гибридных авиационных двигателей. Пришлось обложиться учебниками и начать осваивать эту тему заново.

Любимые книги – это те, которые я прочитал давно: «Мастер и Маргарита» Булгакова, «Солярис» Станислава Лема, «Двенадцать стульев» Ильфа и Петрова.

Что бы вы посоветовали себе прошлому на основе имеющегося опыта?

Наверное, я посоветовал бы себе прошлому перед началом преподавательской деятельности несколько лет поработать в авиадвигательном КБ, чтобы лучше представлять себе не только как работает двигатель, но и как происходит его создание.

В этот день было

Создана Киевская фирма «Аэрос»
Впервые участие вертолёта Ка-25ПС в проводке судов полярной ночью
Утверждено тактико-техническое задание на многоразовую систему "Энергия-Буран"