Доцент МАИ Вячеслав Выборный: «Радиотехникой был окружён с детства»
5 февраля 2024Вячеслав Георгиевич Выборный – из тех людей, кто сделал профессиональный выбор ещё в школе и остаётся верен ему всю жизнь. А началось всё с кружка по физике, на котором будущий кандидат технических наук, доцент кафедры 410 «Радиолокация, радионавигация и бортовое радиоэлектронное оборудование» МАИ Вячеслав Выборный собрал своими руками генератор звуковой частоты.
Где вы учились? Почему выбрали МАИ?
В обычной московской школе. Был у нас хороший учитель физики, он вёл кружок. Я сделал там своими руками ламповый генератор звуковой частоты, который потом использовали на уроках при изучении звука. Радиотехника к выпускному классу – а было это в 1964 году – меня очень заинтересовала. Жил я в то время на Октябрьском Поле, недалеко от улицы Панфилова. Ближайшим вузом с радиотехнической специальностью был МАИ, четвёртый факультет радиоэлектроники (тогда – ФРЭЛА).
Кем вы мечтали стать в детстве?
Класса до восьмого мечтать было некогда. Я с удовольствием учился в школе, играл на фортепиано, аккордеоне, рисовал, фотографировал (тогда нужно было проявлять плёнку и печатать снимки самому), занимался спортом, посещал физический и драматический кружки. А был я сыном офицера, начальника радиоразведки воинской части ПВО, охраняющей закрытый город Саров. Поэтому радиотехникой был окружён с детства.
Знал марки всех отечественных и зарубежных самолётов, военных и гражданских. Делали с ребятами несложные модели по наборам. Нужно было выпилить из фанеры профили крыльев, оклеить их калькой, собрать воедино корпус, крылья, резиномотор, пропеллер, шасси, правильно определить центр тяжести. И наши модели летали! На этом авиация для меня закончилась, а радиотехника продолжилась.
После восьмого класса переехал в Москву и очень плотно занялся радиолюбительством. В начале 60-х годов в СССР появились первые отечественные транзисторы, и можно было сделать карманный радиоприёмник! Это было мечтой, наверное, каждого второго мальчишки. Делали их в мыльницах, самодельных клееных коробочках.
Если сравнить студентов в ваше время и сегодня, то какие отличия есть и что похоже?
Студенты первого-второго курсов похожи: так же зубрят математику, физику, особо не понимая их сути. Мы были такими же. Но «неудов» сейчас больше, по моим наблюдениям во время работы в деканате с 1994 по 2022 год. Особенно с введением ЕГЭ в школах. Современные студенты хуже знают материал средней школы.
На третьем курсе современный студент начинает изучать специальные предметы. Если он не знает основ, ком непонимания увеличивается. А ведь уровень знаний и интерес от курса к курсу должны возрастать. Этим студенты старших курсов нашего времени и современные резко отличаются. Мы были радиолюбителями, имели дело с работающими устройствами, сделанными самостоятельно. Желание понять внутренности этих изделий двигало нас к приобретению собственных знаний, чего в современных студентах мы видим намного меньше.
Какой предмет преподаёте сейчас? Довольны ли вы своей работой?
Для студентов института № 4 «Радиоэлектроника, инфокоммуникации и информационная безопасность» МАИ преподаю «Радиоприёмные устройства» и «Оптоэлектронные системы передачи и извлечения информации». Для студентов института № 7 «Робототехнические и интеллектуальные системы» читаю курс лекций «Средства радиоэлектронного оснащения летательных аппаратов».
Работой своей доволен. Отрадно видеть, как из козерога, не имеющего представления о радиотехнике, получается специалист, готовый работать с современной радиоэлектроникой. Однако таких студентов, к сожалению, немного.
Расскажите забавную историю из своего студенчества.
Было это на четвёртом или пятом курсе. Предстояла лабораторная работа по курсу «Техническая кибернетика», в которой нужно было исследовать свойства автоматической системы управления. Необходимо было заранее рассчитать параметры отдельных звеньев для обеспечения заданных характеристик системы. Мне было задано обеспечить максимальное быстродействие. Расчёт проводился, как всегда, в последнюю ночь перед лабой.
На занятии преподавательница попросила показать результаты расчёта, сравнила со своими и сказала, что у меня неверно. Я был уверен в своих расчётах и заспорил с ней. Дело почти дошло до заключения пари. Я выставил на установке свои значения и получил результаты лучше, чем у преподавателя. Она была приятно (или неприятно) удивлена, переписала себе мои данные и после этого стала со мной здороваться.
Что нужно сделать студенту, чтобы сдать у вас экзамен или зачёт?
Проявить самостоятельные знания по основным разделам предмета и, конечно, обладать твёрдыми знаниями, полученными из предыдущих дисциплин.
Что для вас самое ценное в жизни?
Любовь. Любовь к себе и к окружающему миру, ко всему, что вокруг тебя и кто вокруг тебя. То, что с любовью, не бывает плохим.
Какая книга или фильм вас впечатлили?
Повести и рассказы Виктории Токаревой, Людмилы Улицкой, а также сонеты Шекспира в переводе Самуила Маршака. Из отечественных фильмов – «Белое солнце пустыни», «Место встречи изменить нельзя». Из зарубежных – «Привидение», «Совершенный мир», оба производства США.
Что бы вы посоветовали себе прошлому на основе имеющегося опыта?
Каждый живёт и действует по своим убеждениям, но есть абсолютные понятия хорошего и плохо. Ещё Маяковский писал об этом для детей, что «нужно делать хорошо и не нужно плохо». Вот он, главный совет для людей всех возрастов. Я всю свою жизнь старался не делать плохого. И сейчас стараюсь.